Наталья Алексеевна Сергунина – заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы – руководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы – родилась 22 августа 1978 года в городе Москве.
Образование
• 1995 год – окончила столичную среднюю школу № 325 с серебряной медалью.
• 2000 год – окончила Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова по специальности «Юриспруденция», диплом с отличием.
Карьера до Правительства Москвы
• С 2000 по 2004 год работала в Минимуществе России, где прошла путь от консультанта до заместителя начальника отдела в Департаменте правового обеспечения.
• С 2004 года продолжила трудовую деятельность в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, где занимала должность начальника Управления недвижимого и движимого имущества.
• С 2008 по 2010 год была заместителем руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Работа в Правительстве Москвы
Фото: Пресс-служба правительства Москвы
• В 2010 году Наталья Сергунина назначена заместителем Мэра Москвы в Правительстве столицы и руководителем Департамента имущества города.
• Через год стала заместителем Мэра Москвы в столичном Правительстве по вопросам имущественно-земельных отношений.
• В 2013 году заняла должность заместителя Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений.
• В 2018 году Наталья Сергунина возглавила Аппарат Мэра и Правительства Москвы.
В зону ответственности Натальи Сергуниной входят вопросы развития экономики города, поддержка предпринимателей, улучшение инвестиционной и туристической привлекательности города.
Наталья Сергунина отмечает, что улучшение условий жизни в Москве зависит от внедрения новых технологий, без которых невозможно управление современным городом. Блок, который курирует заместитель Мэра, работает в том числе и над развитием цифровой экосистемы столицы. В соответствии с поставленными Мэром Москвы задачами, за более чем 10 лет удалось оцифровать сотни услуг как для горожан, так и для предпринимателей.
Для дома и семьи
Сегодня москвичи могут решить многие вопросы не выходя из дома или по пути на работу. Для удобства горожан на столичном портале mos.ru сейчас представлено свыше 380 онлайн-услуг, а на телефон можно скачать приложения, упрощающие доступ к наиболее часто используемым услугам. Все эти сервисы позволяют жителям решать самые разнообразные вопросы, касающиеся управления домом, посещения детьми кружков и секций, заботы о здоровье и организации досуга. Причем не обязательно даже садиться за компьютер – это легко сделать с телефона или планшета.
«Электронный дом» помогает с повседневными вопросами, связанными с многоквартирными домами. Сегодня платформой пользуются уже более 700 тысяч человек.
Портал Мэра «Наш город» – постоянно развивающаяся онлайн-платформа, где жители столицы сообщают о проблемах по более чем 200 темам. Число пользователей превышает 1,8 миллиона человек. На сайте столичного проекта «Активный гражданин», который в конце мая 2022 года отметил свое восьмилетие, зарегистрировано более шести миллионов человек. Благодаря сервису москвичи привлечены к управлению городом с помощью голосований и опросов: выбирают названия улиц и станций метро, решают, как проводить праздники, какие территории благоустроить. Краудсорсинговая платформа правительства Москвы «Город идей» позволяет москвичам предлагать свои проекты по развитию столицы. Платформа постоянно развивается, модернизируется функционал, появляются новые разделы.
Фото: Пресс-служба правительства Москвы
Наталья Сергунина считает, что новые сервисы должны помочь москвичам экономить ему время и силы, которые можно потратить на более интересное времяпрепровождение – например, встречи с друзьями, прогулки в парках или посещение музеев. Только в 2021 году благодаря цифровизации госуслуг у москвичей не пришлось запрашивать более 70 миллионов документов, одни ведомства сами получили их у других в рамках электронного взаимодействия.
Онлайн-инструменты для предпринимателей
Согласно поручению Мэра Москвы Сергея Собянина, в столице созданы разноплановые программы поддержки предпринимателей. Есть гранты на развитие производства, реализуются обучающие программы, предприятия получают поддержку в сфере внешнеэкономической деятельности. Причём чтобы подать, например, заявку на субсидию или оформление лицензии не надо ездить по многим инстанциям. Для удобства предпринимателей многие процессы можно совершать онлайн.
По словам Натальи Сергуниной, важно максимально упростить взаимодействие предпринимателей не только с городом, но и с партнёрами. Для компаний и разработчиков создана площадка i.moscow. На ней собраны разнообразные инструменты для создания высокотехнологичных проектов, получения государственной поддержки, привлечения инвестиций, поиска партнёров и рынков сбыта.
Также в Москве разработана система образования предпринимателей, – это бесплатный комплекс мероприятий по самым разным темам, от маркетинга и управления до финансов и налогообложения. Участниками могут стать как уже опытные предприниматели и промышленники, так и те, кто только начинает свой путь. Большинство форматов представлены онлайн, что позволяет слушателям не отрываться от трудового процесса или тратить время на дорогу до места проведения мероприятий.
Для малого бизнеса Москвы (МБМ) создано несколько цифровых платформ, где можно прокачать свои деловые навыки, пообщаться с опытными экспертами. Например, «Стартап-школа МБМ», которая предполагает пятидневный интенсив. Обучающий проект по созданию и развитию уже действующего стартапа «Онлайн-Акселератор» помогает проработать идею, найти свою команду, создать продукт и начать его реализовывать. «Онлайн-Академия МБМ» предлагает слушателям разнообразные обучающие программы, рассчитанные и на начинающих, и на опытных предпринимателей. Ещё один проект – «Акселератор сферы услуг МБМ» – создан для предпринимателей в сферах туризма, гостиничного бизнеса и общественного питания, которые стремятся к развитию своего дела, трансформацию продукта и привлечение новых клиентов.
В начале 2020-х, когда электронные площадки стали наращивать свой ассортимент и объёмы продаж, Наталья Сергунина предложила Мэру Сергею Собянину проект по созданию подобной онлайн-платформы для столичных предпринимателей. На такой площадке московские производители могли представить свой продукт и найти потребителей. Мэр Москвы проект поддержал. И в 2020 году был создан онлайн-маркетплейс «Сделано в Москве». Здесь представлены разнообразные товары: одежда, аксессуары, косметика, мебель, продукты питания и другие. На платформе покупатели также могут узнать о локальных брендах, прочитать обзоры на товары и купить их.
Благодаря онлайн-сервисам, столичные предприниматели могут эффективнее вести свои дела, в любой момент иметь доступ к полезным инструментам, а также получать поддержку властей.
Москва туристическая
В столице реализуется целый ряд проектов по поддержке индустрии гостеприимства и усиления позиций столицы как одного из наиболее привлекательных направлений для поездок. Цифровые сервисы также помогают развитию туриндустрии Москвы.
По словам Натальи Сергуниной, развитие цифровых туристических проектов позволит Москве привлекать гостей и уверенно конкурировать с другими мегаполисами. В туристической отрасли сейчас формируется так называемый отложенный спрос, когда будущие путешественники сначала изучают достопримечательности онлайн. Поэтому в Москве развиваются специальные инструменты как для гостей города, так и для предприятий сферы туризма.
Для более комфортного планирования поездки в Москву был разработан цифровой сервис Russpass. Особенно актуальным он стал после ухода из страны зарубежных систем бронирования.
В 2021 году начал работать официальный туристический портал Москвы Discover Moscow. На нём представлены все данные о сотнях достопримечательностей: старинных усадьбах, культурных площадках, музеях и памятниках. На портале доступно свыше 800 публикаций, более 100 роликов и видеоэкскурсий.
Другой важный проект для московской туриндустрии – Moscow Travel Hub. На этой туристической онлайн-площадке объединены более пяти тысяч представителей туристического сектора и специалистов смежных направлений. Ее основная цель – помочь участникам развиваться с профессиональной точки зрения и вместе создавать полезные продукты и сервисы.
Цифровая трансформация затронула практически все сферы городской жизни. Благодаря вниманию и поддержке многих инициатив Мэром Москвы, сегодня столица является одним из лидеров по качеству и степени цифровизации многих городских процессов. Проекты, которые были разработаны и внедрены в Москве, получают большое количество наград и престижных премий. Все эти достижения – результат огромной, непрерывной работы команды Сергея Собянина, в том числе и блока Натальи Сергуниной, её непосредственного участия, особого отношения к каждому проекту.