Среди именитых режиссёров мирового кино Алан Паркер занимает особое место. Принесшие ему мировую известность и славу кинокартины неизменно отличал символизм и философский подтекст. Не случайным в этом смысле было в его жизни особое отношение к творчеству советского кинорежиссёра Андрея Тарковского.
Сэр Алан Уильям Паркер (англ. Alan William Parker) родился 14 февраля 1944 года в Лондоне, в обычной рабочей семье. Окончив школу, Алан Паркер, увлекавшийся фото, начал работу в рекламном бизнесе, дойдя в нём до уровня сценариста рекламных роликов.
Работать в кино Алан Паркер начал только к тридцати годам, когда в 1975 году снял телефильм «Эвакуированные», а уже на следующий год вышел в прокат первый его полнометражный музыкальный пародийный фильм «Багси Мэлоун», сразу же вызвавший интерес в режиссёрском мире. Практически каждая следующая работа режиссёра – успех, сделавший Алана Паркера одним из наиболее титулованных кинорежиссёров мира.
Принесшие ему мировую известность и славу кинокартины неизменно отличал символизм и философский подтекст. Не случайным в этом смысле было в его жизни особое отношение к творчеству советского кинорежиссёра Андрея Тарковского. Каждый фильм, снятый Аланом Паркером, был неоднозначным и с интересом воспринимался как зрителями, так и опытными конокритиками и коллегами по киноискусству.
Он снимал кино в разных жанрах и преуспел в каждом из них, будь то музыкальные фильмы («Пинк Флойд: Стена», «Слава», «Эвита», «Группа «Коммитментс»», «Багси Мэлоун»), драмы («Полуночный экспресс», «Птаха», «Прах Анджелы», «Жизнь Дэвида Гейла» и др.) или триллеры («Сердце Ангела» и др.).
Каждый раз в своих работах режиссёр особым образом раскрывал те или другие стороны человеческой жизни, обращаясь к социальным проблемам в обществе или семье, личным душевным переживаниям человека, страхам, амбициям, психологическим барьерам, социальным, расовым, возрастным предрассудкам, психологическим травмам прошедших войну людей и т.д. От одной работы к другой Алан Паркер экспериментировал в поисках нового способа изложения содержания и донесения до зрителя основных идей и чувств произведения: он с успехом использовал для этого как различные жанры кино, так и стили от классики до артхауса.
Его труд был отмечен наградами Британской академии BAFTA, гран-при Каннского кинофестиваля. Паркер дважды номинировался на «Оскар», становился лауреатом Международных кинофестивалей в Варшаве, Карловых Варах, Мюнхене, Токио, Сан Паулу, отмечен наградами Национального Совета кинокритиков США, Лондонского кружка кинокритиков, Итальянского национального синдиката киножурналистов и др. Он стал основателем Британского комитета по делам кино. Творческие успехи и признание способствовали избранию Паркера на должность Председателя Британской режиссёрской гильдии, а в 2002 году он был награждён Орденом Британской империи.
Алан Паркер был дважды женат. В первом браке с Энни Инглиш у них родилось четверо детей: дочь и трое сыновей. Супруги развелись в 1992 году. Второй женой режиссёра стала продюсер Лиза Моран.
Последней картиной знаменитого режиссёра, стал фильм «Жизнь Дэвида Гейла», вышедший в свет в 2003 году.
31 июля 2020 года Алан Уильям Паркер умер в Лондоне.