Творчество Иллариона Прянишникова занимает значимое место в истории русского искусства второй половины 19 века.
Илларион Михайлович Прянишников родился (20 марта) 1 апреля 1840 года в селе Тимашово Калужской губернии. Родители будущего живописца были купеческого сословия. Когда мальчик начал проявлять интерес и способности к рисованию, в двенадцатилетнем возрасте его отдали в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
После года учебы талантливому юноше пришлось оставить учебу, чтобы пойти на заработки. Возобновить обучение он смог лишь через несколько лет, в 1856 году. Учителями Иллариона Прянишникова стали такие известные художники того времени как Евграф Сорокин, Сергей Зарянко, Аполлон Мокрицкий и другие. По настоянию педагогов подающему надежды ученику дали право учиться бесплатно и даже предоставили жилье.
Во время учебы Илларион Прянишников близко сошелся с Василиев Перовым, который позже станет одним из инициаторов создания Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Прянишников позже принимал деятельное участие в этих экспозициях, позже войдя и в состав правления ТПХВ.
«Шутники. Гостинный двор в Москве» (1865, Третьяковская галерея, Москва, www.tretyakovgallery.ru, Общественное достояние)
В работах, созданных в студенческие годы, начал проявляться характерный стиль художника. Уже в первых картинах Прянишникова обозначились его наблюдательность и способность к живому, очень точному и реалистичному умению передать социально-психологические характеристики персонажей. Отмечали критики и сочные цвета его произведений. После того, как в 1865 году картина «Шутники. Гостинный двор в Москве» получила большую серебряную медаль, художник смог занять видное место среди отечественных реалистов.
На рубеже 1860-70-х годов Прянишников начал все чаще запечатлевать на своих полотнах жизнь простых людей. Художник, обращаясь к самым различным сторонам их быта, посвящал свои картины развлечениям горожан, невыносимому существованию бездомных, мучениям женщин, вынужденных днями напролет трудиться ради куска хлеба. В картине «Любитель», созданной в тот же период, Прянишников довольно едко смог высмеять богача-сибарита, мнившего себя поклонником «изящных искусств».
В последующий период художник, пользующийся растущей популярностью, совершенствовал свое мастерство, работая над композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Картину «Порожняки» купили еще задолго до того, как она была впервые выставлена. А известнейший меценат Павел Третьяков даже нарушил собственное правило, заказав копию полотна – до этого в его коллекции не было никаких повторений.
«В 1812 году» (1874, Третьяковская галерея, Москва, www.tretyakovgallery.ru, Общественное достояние)
Особое место в творчестве Прянишникова занимают полотна, созданные на исторические темы. В течение нескольких лет он трудился над картиной, посвященной Отечественной войне 1812 года, создав ряд вариантов. Лучший из них, который был четвертым по счету, сейчас хранится в Третьяковской галерее. Позже Прянишников написал для Политехнической выставки в Москве восемнадцать картин, посвященных обороне Севастополя в Крымской войне. Всего тогда экспонировались около ста полотен, созданных известными художниками того времени.
Полотно «Художник Перов на охоте», созданное в 1871 году, стало началом нового этапа в творчестве художника. Прянишников посвятил ряд картин гармоничному сочетанию человека и природы.
После 1873 года и вплоть до конца своей жизни Илларион Михайлович занимался преподавательской деятельностью. Среди тех, кто учился у него в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ): Василий Бакшеев, Алексей Корин, Сергей Коровин и многие другие выдающиеся живописцы.
«Крестный ход» (1893, Русский музей, Санкт-Петербург, www.rusmuseum.ru, Общественное достояние)
Проживая в Москве, Прянишников часто совершал творческие экспедиции, делая зарисовки с натуры. Не раз он ездил в Лальск, где жил его старший брат Сергей, создавая там множество этюдов. Виды этого города можно увидеть на картинах Прянишникова – живописец запечатлел и бумажную фабрику, и церковь Покрова на Лузе, а также другие места.
В начале 1890-х годов Прянишников заболел туберкулезом. Некоторое время он провел в Крыму, где поселился в имении купца Петра Губонина в Алупке. Возвратившись в Москву, художник вернулся к педагогической деятельности. В 1893 году его избрали в действительные члены Академии художеств.
Скончался Илларион Михайлович Прянишников (12) 24 марта 1894 года в Москве, был похоронен на кладбище Ново-Алексеевского монастыря.