Произведения художника Клавдия Степанова входят в коллекции многих музеев, в том числе Третьяковской галереи и Русского музея. Кроме творческих заслуг, Степанов в свое время был широко известен как общественный деятель, являвшийся редактором газеты «Московский голос» и сотрудничавший с «Московскими ведомостями».
Клавдий Петрович Степанов родился в 1854 году в дворянской семье, которая проживала в окрестностях Москвы. Дата рождения будущего живописца точно не известна.
После окончания лицея цесаревича Николая юноша поступил на обучение на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. В то же время Степанов в качестве вольноприходящего ученика успевал посещать занятия в Императорской академии художеств, где был удостоен за свои творческие успехи малой серебряной медали.
После завершения учебы в университете Клавдий Степанов отправился на русско-турецкую войну (1877-1878), где участвовал в сражениях в составе лейб-гвардии Преображенского полка. Позже он служил чиновником особых поручений в финансовом министерстве.
«Дон Кихот после сражения с мельницами» (1888, Третьяковская галерея, Москва, Общественное достояние)
В 1880 году Степанов отправился за рубеж. Сначала он некоторое время проживал во Франции, оттуда уехал в Венецию. В этот период художник создал ряд произведений, на которых запечатлены фигуры в западноевропейских костюмах эпохи Возрождения. Картины художника отличались тонкостью кисти и силою красок. Степанову удавалось превосходно передавать характеры персонажей.
Начиная с 1885 года, Степанов начинает активно участвовать в академических выставках, которые проходят в Санкт-Петербурге. В результате через три года ему присваивают звание классного художника 1-й степени. Живописец к тому времени становится уже достаточно известным, популярность его работ растет – их охотно покупали такие коллекционеры как Павел Третьяков и великий князь Константин Константинович.
В числе наиболее ярких работ художника можно выделить такие произведения как: картина «Дон Кихот после сражения с мельницами», созданная в 1888 году (сейчас она находится в Третьяковской галерее), «Музыкант» и хранящийся в Русском музее «Автопортрет», написанный Степановым в 1892 году.
Возвратившись в Россию в начале 20 века, Клавдий Степанов быстро зарекомендовал себя как ярый противник «беспочвенного русского западничества». Прекрасно осведомленный о политическом устройстве Запада, он был настроен резко против насильственного переноса в Россию зарубежных институтов. Степанов активно участвовал в монархическом движении со времени его возникновения.
«Письмо» (1893, Нижегородский художественный музей, Общественное достояние)
С 1903 года живописец начинает сотрудничать с газетой «Московские ведомости», для которой создает множество статей, посвященных крестьянскому и земельному вопросам, иногда – в соавторстве с Дмитрием Хомяковым. В период с 1906 по 1907 годы Степанов является издающим редактором славянофильского «Московского голоса».
На закате жизни художник основал иконописную школу при Донском монастыре. Вплоть до последних дней жизни Степанов много работал. Он выполнил всю настенную живопись в храме-усыпальнице великого князя Сергея Александровича, которая находится на территории Чудового монастыря Московского Кремля.
Напряженная работа подорвала здоровье художника, и по настоянию врачей он летом 1910 года приехал в Крым на лечение. Но (15) 28 июля Клавдий Петрович Степанов скончался в Ялте.