В историю российского искусства Алла Демидова, по мнению критиков, вошла как «одна из самых значительных и стильных современных русских актрис» широкого стилистического диапазона. Также многие из них отмечали независимость и смелость творческих решений актрисы, ее умение по-новому высветить классические образы, создаваемые на сцене и в кино.
Алла Сергеевна Демидова родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Ее отец погиб на фронте в 1944 году.
Уже с самого раннего детства Алла хотела стать актрисой, активно участвовала в самодеятельности и играла в школьных спектаклях. После окончания школы в 1954 году Демидова, не сумев поступить в Театральное училище имени Б.В. Щукина из-за плохой дикции, продолжила свое образование сначала на экономическом факультете МГУ, а потом и в аспирантуре. Но и здесь она не забыла свою мечту – и, учась еще на третьем курсе, стала актрисой Студенческого театра МГУ.
В 1958 году руководителем этого театра стал Ролан Быков, и именно в его имевшем успех спектакле «Такая любовь» и сыграла Алла свою первую заметную роль. Затем были и другие роли, а вторая попытка начинающей актрисы поступить в Щукинское училище, в 1959 году, оказалась успешной. Уже на первом курсе училища Демидова участвовала в спектакле Вахтанговского театра «Гибель богов», а на сцене Щукинки играла в спектаклях: «Далекое», «Скандальное происшествие мистера Кеттла и миссис Мун» и «Фризетт».
Ее дипломной работой стала роль в спектакле Юрия Любимова «Добрый человек из Сезуана». Уже тогда зрители и коллеги отметили необыкновенную пластику актрисы. Считается, что именно эта постановка положила начало новой эре в истории отечественного театрального искусства – «эре Таганки». А Демидова, с отличием окончив училище, с 1964 года стала актрисой этого нового театра.
Руководителем нового Московского театра драмы и комедии на Таганке стал Юрий Любимов, и среди тех, кого он считал костяком своей труппы была и Алла Демидова, которая была одной из основных актрис театра, однако долгое время она не получала здесь больших ролей, а участвовала в основном в массовке или в эпизодах. Лишь с конца 1960-х годов она выходит «на первый план» и вскоре становится одной из самых заметных актрис. Среди ее работ – роли в спектаклях: «Тартюф», «Час пик», «Гамлет», «Деревянные кони», «Вишневый сад», «Преступление и наказание», «Три сестры», «Борис Годунов» и других. Причем ведущие роли она играла не только в любимовских постановках, но и в спектаклях других режиссеров.
Несмотря на такую востребованность и зрительский успех, Демидова, ощущая неудовлетворенность своей актерской судьбой, начинает экспериментировать. Со своим другом и сценическим партнером Владимиром Высоцким она репетирует «Крик» Уильямса, одновременно Высоцкий задумывает сценическую композицию по «Федре» Расина. Но этим проектам не суждено было реализоваться – в июле 1980 года Высоцкий умер, и Алла Сергеевна вновь блистала на сцене Таганки.
Однако, не менее известна она и как актриса кино. Ее дебютом стала эпизодическая роль в картине «Ленинградская симфония» (1957), а первой главной ролью – в фильме Игоря Таланкина «Дневные звезды» (1966), по мотивам автобиографической повести Ольгы Берггольц. И хотя сам фильм был положен «на полку» (пять лет спустя он был показан на Венецианском кинофестивале и получил «Золотую медаль участия»), но игра Демидовой была замечена, и она получает одну кинороль за другой. Так в 1968 году на экраны страны вышло сразу шесть фильмов с участием Аллы Сергеевны: «Щит и меч», «Степень риска», «Шестое июля», «Живой труп», «Четвертый папа», «Служили два товарища», а она сама была названа, по итогам опроса журнала «Советский экран», самой перспективной актрисой этого года.
В 1970-1980-е годы Демидова – очень популярная и востребованная актриса кино. Среди самых известных ее работ – роли в картинах: «Вся королевская рать» (1971), «Чайка» (1972), «Зеркало» (1974), «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975), «Легенда о Тиле» (1976), «Стакан воды» (1979), «Дети солнца» (1985) и других. И хотя с 1990-х она снималась немного, но в эти годы актриса сыграла немало интересных ролей – в фильмах: «Бесы» (1992), «Незримый путешественник» (1998), «Настройщик» (2004), «Смерть Таирова», «Русские деньги» (2006), «Вечное возвращение» (2012), «Мешок без дна» (2017) и др.
В театральной карьере Демидовой перемены произошли в конце 1980-х годов, когда для Театра на Таганке наступили сложные времена – вынужденная эмиграция Любимова, приход на его пост Анатолия Эфроса и его трагическая смерть. В результате, актриса начала свое сотрудничество с Романом Виктюком, в чьей постановке «Федра» по пьесе Марины Цветаевой она успешно гастролировала по Европе и Америке в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Работала она и с другими режиссерами, играя в различных спектаклях очень разноплановые роли. А после возвращения Любимова на «Таганку», играла и в его постановках.
В 1993 году Демидова создала собственный экспериментальный «Театр А», на сцене которого поставила «Федру», а также сыграла в спектаклях – «Квартет», «Медея» и «Гамлет-урок», которые прошли с аншлагами. К тому же она является автором девяти книг, тема которых – воспоминания о своей работе и друзьях-актерах, размышления о природе театра и актерского мастерства.
Заслуженная артистка и Народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России и премии имени К.С. Станиславского, а также ряда других премий в области кино– и театрального искусства – актриса награждена орденами Дружбы, «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени.
В настоящее время параллельно с работой в театре и кино Алла Демидова ведет и успешную концертную деятельность, выступает с авторскими программами, демонстрируя ярко индивидуальную манеру чтения стихов и прозы, проводит мастер-классы, является членом независимого жюри премии «Триумф» в области литературы и искусства. Живёт и работает в Москве.