Талантливый режиссер Алексей Герман снимал кино авторское, камерное, он не шел на компромиссы, не боялся при любых обстоятельствах сохранить свою точку зрения и был по-настоящему великим мастером и выдающимся деятелем отечественной культуры, во многом определившим лицо современного кинематографа.
Алексей Юрьевич Герман родился 20 июля 1938 года в Ленинграде (сегодня – Санкт-Петербург), в семье известного советского писателя Юрия Павловича Германа. Он мечтал стать врачом и даже самостоятельно начал изучать медицину. Но по настоянию отца после школы, в 1955 году, поступил на режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (в мастерскую Г. Козинцева), который окончил в 1960 году.
Еще будучи студентом Алексей начал сотрудничать с Георгием Товстоноговым, который тогда руководил Большим драматическим театром им. Горького. И после получения диплома, проработав некоторое время в Смоленском драмтеатре, Герман, по приглашению Товстоногова, стал режиссером БДТ (1961-1964). Именно сотрудничество с Товстоноговым и его «школа» сыграли огромную роль в формировании кинематографического мышления Алексея Юрьевича.
В 1964 году Герман переходит работать на киностудию «Ленфильм», где начал свою режиссерскую карьеру на картине «Рабочий поселок» (1965) в качестве помощника режиссера у В. Венгерова, а затем в качестве сорежиссера Г. Аронова на его картине «Седьмой спутник» (1967). Первый самостоятельный фильм Алексея – «Проверка на дорогах» (1971) по повести его отца – был запрещен и вышел на экраны только в 1985 году и получил Государственную премию СССР.
Вторая картина режиссера (первая, дошедшая до зрителей) «Двадцать дней без войны» по повести К. Симонова вышла в 1976 году и принесла ему широкую известность. Затем были не менее известные фильмы «Мой друг Иван Лапшин» (1984) и «Хрусталев, машину!» (1998), отмеченные многими кинематографическими наградами, но и вызвавшие неоднозначную реакцию у зрителей.
Практически во всех своих картинах Герман выступил и как сценарист. Причем над сценариями он работал вместе со своей женой – Светланой Кармалитой, известной сценаристкой. Также он является автором сценариев к фильмам других режиссеров, и, кроме того, сыграл несколько ролей в различных картинах: «Рафферти» (1980), «Канувшее время» (1989), «Замок» (1994), «Трофимъ» (1995), «Сергей Эйзенштейн. Автобиография» (1996) и других.
В 1990 году Алексей Герман организовал «Киностудию Первого и экспериментального фильма» (где был художественным руководителем), на которой снимали свои первые картины начинающие режиссеры, например, Алексей Балабанов, Лидия Боброва и другие. Также, с 1998 года, он руководил режиссерской мастерской на Высших курсах сценаристов и режиссеров Госкино России, а с 2010 года был президентом Санкт-Петербургского Международного Кинофорума.
Народный артист России, Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат государственных премий, премий «Золотой Овен», «Триумф», «Колея» имени В. Высоцкого, премий имени Сергея Довлатова, Жоржа Садуля, Царскосельской художественной премии – Алексей Юрьевич награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени и Почета и другими наградами за вклад в развитие кинематографа. Его фильмы во всем мире отмечены престижными наградами и призами различных МКФ.
Известный режиссер Алексей Герман был яркой и разносторонней личностью, остро реагировал на все происходящее в стране, болел за судьбу Ленфильма, вдохновлял коллег и друзей. Он хорошо знал новинки современного кино, но в то же время обладал уникальной, близкой к документальной, манерой черно-белой съемки художественных фильмов. За полувековой период творчества режиссер создал 7 фильмов – о его скрупулезности ходили легенды… Он чрезвычайно внимательно относился к малейшим деталям, чтобы выстроить один кадр, иногда уходили недели. Он не разменивался на суету, въедливость, предельная требовательность, доскональность – вот отличительные черты всех его работ. Сам Герман говорил, что из кинематографа уходят «"штучные изделия", требующие особого ритма», а еще, что он больше всего на свете боялся снять плохое кино…
К съемкам своей последней картины по роману братьев Стругацких «Трудно быть богом» Алексей Герман приступил в 2000 году. Из-за проблем с финансированием работа над фильмом шла с перерывами, причем сам режиссер снимал его, уже будучи сильно больным, но все же продолжая работать. По словам его сына Алексея Германа-младшего (тоже режиссера), эту картину он считал главной работой жизни. И ее он успел закончить, однако на экраны она вышла уже после смерти режиссера…
21 февраля 2013 года великий кинорежиссер Алексей Юрьевич Герман скончался в Санкт-Петербурге после тяжелой болезни на 75-м году жизни.