Святитель Алексий Бяконт – Митрополит Киевский и всея Руси остался в истории и как активный государственный деятель, подвижник духовного просвещения и возрождения Руси в эпоху владычества Золотой Орды.
Митрополит Алексий (в миру – Елевферий Федорович Бяконт, в других источниках его фамилия указана как Плещеев) родился примерно в 1293-1295 годах в Москве, в семье боярина Федора Бяконта, который занимал весьма заметное положение в среде московского боярства конца 13-14 веков. Елевферий получил домашнее образование, рано изучил грамоту и был хорошо начитан. Согласно летописям, он уже в отрочестве начал проявлять склонность к монашеской жизни, а его крестным отцом был сам князь Иван Данилович (будущий Калита).
В 19 лет Елевферий поступил в Богоявленский монастырь в Загородье (современный Китай-город), где принял иночество с именем Алексея и последующие два десятка лет вел монашескую жизнь – под руководством старца Геронтия проводил все свое время в молитвах и изучении священного писания и трудов святых отцов. Затем митрополит Феогност взял Алексия к себе на святительский двор и поручил ему заведовать судебными делами церкви. Примерно в 1344 году он был назначен наместником престарелого митрополита.
Феогност еще при жизни благословил Алексия «в свое место митрополитом», а в 1352 году он был посвящен в епископы. Уже тогда Алексий играл заметную роль в государственных делах Великого княжества Московского. В 1355 году, после смерти Феогноста, Алексий стал митрополитом Киевским и всея Руси, а фактически – правителем Московского княжества.
Сначала он привел в порядок церковные дела, пришедшие в крайнее запустение из-за распрей удельных князей и бывшей тогда моровой язвы, а затем принял участие в политическом благоустройстве Руси, страдавшей как от татарского ига, так и от усобиц княжеских родов. Алексий дважды ездил в Орду и оба раза удачно. Первый раз в 1357 году, когда сумел вылечить жену хана – ханшу Тайдулу от болезни глаз. В благодарность получил ярлык, согласно которому Русская Церковь освобождалась от всех даней, поборов и насилий со стороны светских властей. Во второй раз – через год, когда прежний добрый хан Чанибек скончался, а его место занял свирепый Бердибек, который собирался вновь опустошить Россию. Но святителю удалось не только умилостивить хана, но и выхлопотать от него ярлык для охраны и освобождения русского духовенства от всяких сборов и налогов.
В 1359 году, после смерти Ивана II Красного, его малолетние сыновья Дмитрий и Иван (который вскоре скончался), были оставлены на попечение митрополита Алексия (согласно завещанию князя). Будучи опекуном Дмитрия, он в 1362 году помог получить ему ярлык на великое княжение Московское. В будущем, благодаря трудам святителя, росла и крепла власть князя Димитрия Донского, а строптивость удельных князей смирялась решительными мерами.
Пользуясь большой благосклонностью в Орде, Алексий содействовал тому, что великое княжение окончательно закрепилось за московскими князьями. Хотя он лояльно относился к власти мусульманских правителей, но в то же время последовательно проводил политику, направленную на объединение русских княжеств, которые могли бы противостоять Орде, заметно ослабевшей во второй половине 14 века.
Митрополит Алексий управлял Русской Церковью почти четверть века. За это время он поставил в разных городах 21 епископа, способствовал распространению и упрочению на Руси общежительного монашества, занимался построением монастырей. С его именем связано создание и восстановление ряда обителей – это Спасо-Андроников, Чудов, Симонов и Алексеевский девичий монастыри в Москве, Введенский Владычный в Серпухове. Также были возобновлены древние, но пришедшие в упадок монастыри – Цареконстантиновский под Владимиром и Нижегородский Благовещенский. В 1366 году Алексий начал строительство каменного Московского кремля.
Московско-литовское соперничество в годы деятельности Алексия, при его фактическом руководстве внешней политикой, приобрело явный характер религиозного противостояния язычников и христиан. Митрополит умело использовал эту ситуацию в интересах Православной Церкви и Московского княжества, оказывая при этом воздействие на русских князей. Он стремился не допустить возобладания пролитовских сил в тех северных княжествах Руси, где они имелись, выступая в качестве верховного арбитра во внутридинастических распрях. Причем, при верности интересам Москвы, его политика была в этих вопросах весьма взвешенной и не носила характера грубой поддержки «своих» против «чужих».
Алексий является автором Послания и грамоты на Червленый Яр, Устава о новых постах и Поучения христианам нижегородских и городецких пределов, Евангелия и других трудов.
Скончался митрополит Алексий Бяконт 12 февраля 1378 года в Москве.
Спустя 50 лет Алексий был канонизирован. Его мощи были обретены в середине 15 века в Чудовом монастыре в результате восстановительных работ и перенесены в храм Архангела Михаила, с 1947 года они покоятся в Богоявленском соборе Москвы. Митрополит Алексий Бяконт считается небесным покровителем Патриархов Московских: Алексия I и Алексия II.