Критика называла Марлена Хуциева ключевой фигурой в кинематографе 1960-х годов. А сам мастер считал, что настоящий кинематограф – это глубочайшее философское раздумье над жизнью. Эти слова можно поставить эпиграфом ко всему творчеству Марлена Мартыновича. Его имя широко известно в России и за рубежом. Многие его фильмы отмечены призами разных международных и отечественных кинофестивалей. Но главное – они завоевали любовь и признание зрителей.
Марлен Мартынович Хуциев родился 4 октября 1925 года в Тифлисе (сегодня - Тбилиси). После школы он поступал в Академию художеств, но не прошёл по конкурсу, и в 1944 году начал работать на Тбилисской киностудии помощником художника комбинированных съёмок.
В 1945 году Марлен поступил на режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская И.Савченко). Его однокурсниками были А.Алов, В.Наумов, Ю.Озеров, Ф.Миронер и другие. Окончив институт в 1950 году, Хуциев дебютировал как режиссёр. Его первый фильм – дипломная работа – «Градостроители».
В последующие годы он работал на разных киностудиях – был ассистентом по дубляжу на Центральной киностудии им.Горького, вторым режиссёром у Б.Барнета. В 1955-1958 годах Марлен Мартынович работал режиссёром на Одесской киностудии, а затем стал ассистентом режиссёра на киностудии им.Горького. С 1965 года Хуциев – режиссёр киностудии «Мосфильм».
Первой режиссёрской работой, которая принесла Хуциеву известность и признание зрителей и критики, стал фильм «Весна на Заречной улице» (1956), снятый им совместно с Ф.Миронером. За ним последовала правдивая картина о послевоенной жизни «Два Федора» (1959), где в главной роли снялся В.Шукшин.
Шедеврами не только Хуциева, но и всего советского кинематографа 1960-х годов стали его ленты: «Мне двадцать лет» (1965, это цензурный вариант фильма «Застава Ильича», который в первоначальной редакции вышел на экраны в 1988 году), «Июльский дождь» (1967).
Затем были фильмы – «Был месяц май», «Алый парус Парижа», «Послесловие», «Бесконечность» и «Невечерняя». Также Хуциев как режиссёр, вместе с Э.Климовым и Г.Лавровым, заканчивал фильм «И все-таки я верю», который не успел завершить М.Ромм.
Кроме режиссуры Хуциев часто выступал как автор или соавтор сценариев, в том числе и многих своих фильмов. Кроме того, он поставил спектакль «Случай в Виши» в театре «Современник» (1967, возобновлен в 1986), а также пьесу «Визит к больному палаты №16», написанную им совместно с сыном. Работал Хуциев и как актёр, снявшись в нескольких фильмах.
Свою творческую карьеру Марлен Мартынович успешно совмещал с педагогической деятельностью. С 1978 года он преподавал во ВГИКе. Многие его ученики сегодня активно работают в кино и на телевидении. В 1978-2009 годах Хуциев руководил мастерской режиссуры игрового кино во ВГИКе, а в 1987-2009 годах возглавлял одноименную кафедру.
Профессор, действительный член Российской Академии гуманитарных наук, почетный член Российской академии художеств – Хуциев также в 1989 году был избран на пост президента Гильдии кинорежиссеров России, являлся президентом Международного правозащитного кинофестиваля «Сталкер», неоднократно избирался секретарем Союза кинематографистов СССР.
Марлен Хуциев – Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР и РФ, лауреат премий «Золотой Овен», «Триумф» и «Ника», обладатель приза города Санкт-Петербурга «Живая легенда отечественного кино», премии мэрии Москвы за уникальный вклад в развитие культуры, Национальной премии в области документального кино и телевидения «Лавровая ветвь». Он награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней, «Знак Почета» и другими орденами и медалями.
Хуциев был женат на Ирине Соловьевой, с которой познакомился ещё во время учёбы во ВГИКе. Их сын Игорь также окончил режиссёрский факультет ВГИКа.
Один из крупнейших советских режиссёров и высокий мастер своей профессии Марлен Мартынович Хуциев скончался в Москве 19 марта 2019 года, на 94-м году жизни. Похоронен на Троекуровском кладбище столицы.
В 2019 году был запланирован выход нового фильма Хуциева — «Невечерняя»...