Петр Николаевич Нестеров родился (15) 27 февраля 1887 года в Нижнем Новгороде, в семье офицера. В 1904 году он окончил Нижегородский кадетский корпус и продолжил обучение в Михайловском артиллерийском училище, где получил хорошую теоретическую и практическую подготовку.
В 1906 году Нестеров в чине подпоручика по распределению был отправлен служить во Владивосток, где лично разработал правила корректирования стрельбы из аэростата. Летом 1911 года он познакомился с учеником профессора Н.Жуковского – П.Соколовым, с которым они построили планер и сумели поднять его в воздух. Этот полет стал началом летной деятельности Нестерова.
В 1912 году Петр окончил Петербургскую офицерскую воздухоплавательную школу и получил звание пилота-авиатора и военного летчика. Свой первый самостоятельный вылет на самолете он осуществил в том же году. Вскоре он был назначен в авиационный отряд, формировавшийся в Киеве, где талант летчика и военного специалиста Нестерова проявился в полной мере.
Став опытным пилотом, он занимался и конструкторской деятельностью – разработал проект самолета без вертикального оперения, конструкцию двигателя с воздушным охлаждением, занимался строительством одноместного скоростного самолета, разрабатывал вопросы взаимодействия авиации с наземными войсками и ведения воздушного боя, освоил ночные полеты.
Петр Николаевич изучал маневренные возможности самолетов, теоретически обосновал возможность выполнения глубоких виражей и кренов и осуществил их на практике. Для доказательства своих идей в 1913 году Нестеров впервые в мире сам выполнил «мертвую петлю», впоследствии названную «петлей Нестерова», тем самым положив начало высшему пилотажу.
Также Нестеров организовал и лично участвовал в нескольких групповых дальних перелетах, которые для того времени стали большим достижением. Во время одного из них впервые в истории авиации им проводилась маршрутная киносъемка.
В 1914 году Нестеров был произведён в штабс-капитаны и назначен начальником авиационного отряда. С началом Первой мировой войны он сражался на Юго-Западном фронте с австрийской авиацией и успел совершить множество боевых вылетов. Практика войны подтвердила правильность многих его идей. Он и в боевых условиях продолжал совершенствовать тактику ведения воздушной разведки, внедрил бомбометание, отстаивал мысль о необходимости воздушного боя, который, ввиду отсутствия в то время на самолете пулемета, он усматривал в таране.
Легенда русской авиации и талантливый авиаконструктор – Нестеров является автором многих оригинальных идей и проектов, значительно опередивших свое время. Он кавалер многих орденов и был награжден Георгиевским оружием.
Погиб Петр Николаевич Нестеров (26 августа) 8 сентября 1914 года около города Жолква (сегодня - Львовская область Украины) в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив воздушный таран и сбив самолёт противника. Он был похоронен в Киеве как национальный герой.
В память о выдающемся летчике на месте его гибели был сооружен монумент, а Жолква переименован в Нестеров. В Нижнем Новгороде Нестерову воздвигнут памятник. Его имя носят улицы многих российских городов. Победителю первенства мира по высшему пилотажу вручается приз – кубок имени Нестерова, а военнослужащие ВВС России награждаются медалью имени Нестерова.