Талантливый художник, скульптор и архитектор, теоретик искусства – Наум Габо является одним из лидеров мирового художественного авангарда.
Наум Борисович Габо (настоящая фамилия - Певзнер) родился 5 августа 1890 года в Брянске. Учился в Томске и Курске. С 1907 года он начинает экспериментировать с рисунком, делает первые опыты в живописи.
С 1914 года он жил и работал за рубежом (Франция, Норвегия, Германия). В 1915 году взял псевдоним – Наум Габо, чтобы отличить себя от брата-художника. В 1915-1916 годах Наум занимается созданием первых конструктивистских скульптур.
В 1917 году Габо вернулся в Россию, преподавал во ВХУТЕМАСе. В 1920 году вдвоем с братом он публикует «Реалистический манифест», в котором призывает художников не пассивно отображать, а, отрешившись от прошлого, активно перестраивать жизнь. И на протяжении 60-ти лет своей творческой жизни Габо никогда не изменял своей теории, стремясь быть актуальным и своевременным.
С 1922 года Габо жил в Германии. Здесь он работал как оформитель с балетной труппой Сергея Дягилева, преподавал в Баухаусе. В 1932 году переехал во Францию, был близок к Мондриану. С 1935 года жил в Великобритании и оказал заметное влияние на британский художественный авангард. Все чаще выступая как философ и теоретик искусства, он вместе с Б.Никольсоном издавал журнал «Circle» («Круг»).
В 1946 году Габо переехал в США, где в 1952 году получил американское гражданство, преподавал в Гарварде. В 1961 году он ненадолго приезжал в Советский Союз.
Почетный доктор Королевского колледжа искусств в Лондоне, кавалер Ордена Британской империи, обладатель Логановской медали за вклад в искусство (США) - Габо за годы своего творчества, помимо многочисленных музейно-выставочных объектов, представленных в крупнейших музеях современного искусства в США и Западной Европе и США, создал и немало интересных архитектурных композиций. Среди них наиболее известны: конструкции и рельефы для Музея искусств в Балтиморе, Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке, универмага «Бейенкорф» в Роттердаме, Национальной галереи Берлина и другие.
В своем творчестве мастер отстаивал принципы свободной игры форм. Применяя широкий спектр приемов и материалов (алюминий, сталь, бронза, зеркала, проволока, нейлоновая нить...), он часто предпочитал не закрытые и «глухие», а прозрачные и «легкие» формы, поэтику проемов и пустот, активно взаимодействующих с окружающей средой.
Скончался Наум Габо 23 августа 1977 года в Уотербери (штат Коннектикут, США). Он навсегда остался в истории искусства как один из лидеров мирового художественного авангарда.
Фото в статье: Behrens, Herbert / Anefo, извлечено из Nationaal Archief, по лицензии CC0