Мадам де Сталь была очень заметной фигурой европейской культуры, и даже политики, начала 19 века. Прославленный Наполеон Бонапарт считал её своим личным врагом. Что же должна была сделать женщина, чтобы обратить на себя столь пристальное внимание августейшей особы?
Анна-Луиза Жермена, баронесса де Сталь-Гольштейн (фр. Anne-Louise Germaine, baronne de Staël-Holstein), известная как мадам де Сталь (фр. Madame de Staël), дочь видного государственного деятеля Жака Неккера, родилась 22 апреля 1766 года в Париже. В салоне её матери сходились литературные знаменитости Парижа. Жермена с 11 лет постоянно присутствовала на этих вечерах и жадно прислушивалась к разговорам гостей. Напрасно строгая мать старалась системой воспитания, основанной на началах долга, сдерживать и дисциплинировать свою живую и впечатлительную дочь.
Богато одаренная и экзальтированная девочка, ускользая от влияния матери, особенно горячо привязалась к отцу, целыми часами беседовавшему по самым разнообразным вопросам со своей нежно любимой дочерью.
Так сформировалась та, что стала родоначальницей новой романтической, литературы во Франции. Её отличие от прежней, классицистической литературы состояло, главным образом, в ценностях, которые авторы воспевали в своих произведениях. Прежде важны были государственные интересы, долг и общество, теперь же на первый план выходила ценность личности и её свободы.
Еще в 15-летнем возрасте Жермена написала замечания к знаменитому финансовому «Отчету» своего отца и сделала извлечения из «Духа законов» Монтескьё, присоединив к ним свои собственные размышления. В это время её любимыми писателями были Ричардсон и Руссо, влияние которых сказалось в первых её произведениях, отличающихся сентиментальным направлением (например, «Mirza», «Adelaide», «Méline»).
В 1786 году, уступая советам отца, Жермена вышла замуж за барона де Сталь, но в этом браке не нашла счастья, о котором мечтала. Супруг не смог возбудить в девушке никаких симпатий: это был малообразованный светский человек и вдвое старше жены, привлекавшей его, главным образом, своим богатым приданым.
Когда вспыхнула революция, и барон вынужден был бежать из Франции, мадам де Сталь сначала осталась в Париже. В это время её салон успел сделаться самым блестящим в Париже. Мемуары современников полны рассказов о том неизгладимом впечатлении, которое в этот период своей жизни производила молодая женщина. Её блестящий ум, красноречие и энтузиазм делали её царицей избранного парижского общества. Но вскоре и ей пришлось покинуть Париж, она нашла убежище в Англии, а в 1793 году переселилась в Швейцарию (в Коппэ), где продолжала писать.
В 1796 году французская республика была признана Швейцарией и Жермена смогла вернуться в Париж. Здесь её салон вновь стал влиятельным литературным и политическим центром. Добившись негласного развода с мужем, но, продолжая жить с ним в одном доме, де Сталь сделалась мишенью для пересудов со стороны её светских и политических противников. Ответом обществу стал ее роман «Delphine», упрочивший её литературную славу. Одновременно де Сталь трудится над обширным сочинением: «De la littérature, considérée dans ses rapports avec les institutions sociales» (1796—99), в котором прослеживает влияние религии, нравов, законодательства на литературу и обратно и делает вывод, что литература в новом республиканском обществе должна служить выражением новых общественных идеалов и быть защитницей политической и нравственной свободы. Этот труд не мог не казаться опасным правительству первого консула.
Когда салон мадам де Сталь стал центром оппозиции, ей было велено покинуть Париж, и в 1802 году она отправляется в Германию. Здесь она знакомится с Гёте, Шиллером, Фихте, В. Гумбольдтом, А. Шлегелем. Впечатления от этой поездки легли в основу книги: «De l’Allemagne», написанной пятью годами позже. Затем она отправляется в Италию. Плодом путешествия де Сталь по Италии был её роман: «Corinne ou l’Italie».
Вообще, героини де Сталь, списанные с неё же самой – талантливые и сильные женщины («Каринна», «Дельфина»), жаждущие признания и настоящей любви. Мадам де Сталь не блистала талантом беллетриста, но ей трудно давалась выдумка. Персонажи, окружавшие главных героинь, были слабо продуманы и походили на декорации для моноспектакля. Зато она смогла первой дать определение новому литературному течению и указать ему пути развития.
Кроме того, внимания заслуживают и её работы о современной политической ситуации. Она много писала о зависимости литературы от общественной жизни. Но её политические воззрения всегда шли вразрез с официальными.
Книгу «О Германии» (1810), в которой она описывала культуру и философию немцев, она даже посылала Наполеону лично вместе с письмом, в котором просила об аудиенции. Ей верилось, что сила её убеждения, покорявшая многих, может повлиять и на императора. Но книгу правитель сжег, а просьбу проигнорировал, видимо боялся проиграть в остроте ума знаменитой мадам де Сталь. Он велел ей оставаться в Коппэ, где окружил её шпионами.
В 1812 году преследование швейцарских властей, действовавших в угоду Наполеону, заставили писательницу бежать из Коппэ, и она через Австрию отправилась в Россию, где ей было оказано самое широкое гостеприимство. Л. Боровиковский напишет её портрет, К. Батюшков охарактеризует де Сталь: «…Дурна как черт и умна как ангел». Свои впечатления в России она описала во второй части своей книги «Dix années d’Exil».
Из России де Сталь уехала в Англию и оставалась там до тех пор, пока Наполеон не был разбит и заключен на острове Эльбе; тогда она вернулась в Париж после 10-летнего изгнания. Последние годы жизни писательница посветила фундаментальному труду о Французской революции и её последствиях. В конце книги она предсказала политическое будущее мира. И ни в чем не ошиблась.
Умерла Анна-Луиза Жермена де Сталь от паралича 14 июля 1817 года в Париже.