Борис Михайлович Кустодиев родился (23 февраля) 7 марта 1878 года в Астрахани, где его отец преподавал в духовной семинарии. Еще в детском возрасте в 1887 году, побывав на выставке художников-передвижников, Борис твердо решает посвятить свою жизнь изобразительному искусству.
По окончании духовной семинарии Борис Кустодиев поступает в 1896 году в Высшее художественное училище при Академии художеств (Санкт-Петербург). Здесь он обучается в мастерской Ильи Ефимовича Репина, пишет много портретов и картин с натуры.
В 1901 году Илья Репин приглашает талантливого ученика для совместной работы над картиной «Заседание Государственного Совета». После этого, Борис Кустодиев, живший в Санкт-Петербурге и Москве, регулярно путешествует по провинции. Особенно любил посещать города и села на Верхней Волге. Именно здесь он черпал вдохновение и находил типажи для своих работ, так называемой, «волжской серии».
«Гулянье на Волге» (1909, Русский музей, Санкт-Петербург, www.rusmuseum.ru, Общественное достояние)
Как раз находясь в поисках натуры в Костромской губернии, Кустодиев познакомился там со своей будущей женой — Юлией Евстафьевной Прошинской, с которой обвенчался в Петербурге в 1903 году. Позднее художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.
Осенью 1903 года Кустодиев окончил учебный курс с золотой медалью, за картину «На базаре» получил звание художника и право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. В декабре того же года он вместе с женой приехал в Париж, затем побывал в Германии, Италии, Испании, изучал и копировал работы старых мастеров, учился в студии Рене Менара.
«Масленица» (1916, Русский музей, Санкт-Петербург, www.rusmuseum.ru, Общественное достояние)
Через полгода Кустодиев вернулся в Россию и работал в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники».
В 1907 году он стал членом Союза русских художников, в 1909 году – академиком живописи, а с 1912 года – членом Совета Академии художеств.
Как и многие художники рубежа веков, Кустодиев работал и в театре. Декорации в исполнении художника были красочны, близки к его жанровой картине. Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—1920 годах оперных спектаклей «Царская невеста», «Снегурочка», «Вражья сила», «Блоха» и других.
«Большевик» (1920, Третьяковская галерея, Москва, www.tretyakovgallery.ru, Общественное достояние)
В 1916 году Кустодиев в результате паралича становится инвалидом, но, несмотря на это, продолжает много работать. Он успешно сочетал работу живописца с книжной иллюстрацией, литографией, скульптурой, сценографией. После 1917 года участвовал в оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции, рисовал плакаты, лубки и картины на революционную тематику.
Умер Борис Кустодиев 26 мая 1927 года в собственной мастерской в Ленинграде (сегодня – Санкт-Петербург).