В своем творчестве эстет и интеллектуал, один из самых значительных композиторов первой половины 19 века - Роберт Шуман сумел отразить эстетику романтизма, как никто другой. Он своими сочинениями сумел преодолеть засилье устаревших классических форм. Его музыка была смелым новаторским экспериментом, но сам автор не был понят большинством современников...
Роберт Шуман (нем. Robert Schumann) родился в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810 года в семье книгоиздателя и писателя Августа Шумана. Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста; в возрасте 10 лет начал сочинять, в частности хоровую и оркестровую музыку.
Обучаясь в гимназии, он познакомился с произведениями Байрона и Жан Поля, став их страстным поклонником. Настроения и образы этой романтической литературы со временем отразились в музыкальном творчестве Шумана. С детства он занимался профессиональной литературной работой, составляя статьи для энциклопедии, выходившей в издательстве его отца. Серьёзно увлекался филологией, а его школьные сочинения по литературе написаны на таком уровне, что были посмертно изданы в качестве приложения к собранию его зрелых журналистских трудов.
В 1828 году Роберт поступил в Лейпцигский университет, а в следующем году перешёл в университет Гейдельберга. Он и не думал в юности становиться музыкантом. Его привлекала карьера юриста, но вскоре выяснилось, что у него талант к фортепьянному творчеству. Тогда он стал подумывать о карьере концертного пианиста и вскоре полностью посвятил себя музыке.
В 1830 году Шуман вернулся в Лейпциг и начал брать уроки фортепиано у Ф.Вика и композиции у Г.Дорна. Стремясь стать настоящим виртуозом, он занимался с фанатичным упорством и ... повредил правую руку. Средний палец навсегда перестал действовать, поэтому о карьере профессионального пианиста пришлось забыть. Тогда Шуман серьёзно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой.
В 1840 году Лейпцигский университет присвоил Шуману звание доктора философии. В том же году он женился на дочери его учителя, выдающейся пианистке — Кларе Вик. У них родилось восемь детей. Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа. Шуман преподавал в Лейпцигской консерватории, учреждённой в 1843 году Ф.Мендельсоном.
В 1844 году Шуман с супругой совершили гастрольную поездку в Россию - в Санкт-Петербург и Москву, где их принимали с большим почётом. В том же году они переехали в Дрезден. Там впервые проявились признаки нервного расстройства композитора, лишь через два года он поправился настолько, чтобы продолжить творчество и работу.
В 1853 году супруги отправляются в путешествие по Голландии, однако вскоре стали вновь проявляться симптомы болезни. В начале 1854 года после обострения болезни Шуман попытался покончить жизнь самоубийством, но был спасён. Его пришлось поместить в психиатрическую лечебницу в Энденихе близ Бонна, где он и оставался до конца жизни. В больнице он почти не сочинял, лишь изредка ему разрешали увидеться с супругой.
Роберт Шуман оставил богатое творчесткое наследие. Большая часть его фортепьянных пьес создана в форме циклов небольших пьес преимущественно лирико-драматического и портретного жанров. Один из самых знаменитых циклов «Карнавал». В нем перед слушателем предстают сценки, танцы, маски и ряд музыкальных портретов: Паганини, Шопен и возлюбленная супруга музыканта.
Кроме того, Шуман увлекался написанием вокальной музыки. Он продолжал традиции лирической песни, заложенной Шубертом. Фортепьянное сопровождение, роль которого заметно возросла, нередко дополняет смысл слов, придает песне больший драматизм и выразительную силу.
Творческое наследие композитора поражает. Он является автором 4 симфоний, 8 увертюр, 7 различных концертов, огромного количества фортепианных, камерных инструментальных и вокальных, хоровых и других произведений.
Шуман много сделал и для развития музыкальной критики. На страницах собственного журнала о музыке, который он основал в 1834 году, Шуман публиковался под двумя псевдонимами: Флорестан и Эвзебей. Первый был пылким и страстным – он порицал франтовство, бездушное отношение к музыке, иронизировал над «модными» композиторами. Второй, нежный и мечтательный, приветствовал новую романтическую школу, призывал переосмысливать классику.
Этот журнал «Neue Zeitschrift für Musik», который стал в дальнейшем одним из влиятельнейших музыкальных периодических изданий, Шуман на протяжении нескольких лет редактировал и регулярно публиковал в нём свои статьи. Он зарекомендовал себя приверженцем нового и борцом с отжившим в искусстве, с теми, кто своей ограниченностью и отсталостью тормозил развитие музыки и представлял собой оплот консерватизма и бюргерства.
Умер Роберт Шуман 29 июля 1856 года в Энденихе близ Бонна (Германия), был похоронен в Бонне.
Идеалы Шумана были близки передовым музыкантам 19 столетия. Его высоко ценили Феликс Мендельсон, Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Антон Рубинштейн, Пётр Чайковский, деятели «Могучей кучки».