Бартоломе Эстебан Мурильо (исп. Bartolomé Esteban Murillo) родился в конце декабря 1617 года, крещён 1 января 1618 года в Севилье, где и прожил всю жизнь. О раннем периоде жизни художника сохранились малочисленные сведения.
Цикл из 11 полотен для францисканского монастыря принес художнику неожиданную славу. В 1660 году Мурильо принял участие в создании Академии художеств в Севилье и стал ее первым президентом. С этого времени начинается расцвет творчества художника.
Продолжая великие традиции испанской живописи, Мурильо внес в нее искреннее, проникновенное чувство, идеальность образов и открытую, душевную жизнерадостность. Лирическому настрою его творчества способствовал стиль художника, часто называемый «воздушный стиль», для которого характерны нежная цветовая гамма и мягкие силуэты фигур, как бы окутанные дымкой.
Испытав в юности влияние Сурбарана, Мурильо занимался религиозной живописью, писал портреты и сцены из жизни бедняков, но славу принесли ему полотна на сюжеты из жизни Богоматери и многочисленные изображения детей.
Самые большие коллекции картин Мурильо хранятся в музее Прадо в Мадриде и в Музее изящных искусств в Севилье. Среди известных работ Мурильо – цикл картин для монастыря францисканцев (1645-46), «Видение св. Антония Падуанского» (1656), «Непорочное зачатие» (1652, 1660, 1667 и др.), цикл картин из жизни Иакова (1660-75) и др.
Разрабатывая религиозные сюжеты, художник вводил в композицию бытовые мотивы и жанровые зарисовки. Тема сострадания и милосердия к обездоленным и детям пронизывает все творчество Мурильо. Изображения детей составляют большую часть его живописного наследия, создав новый тип жанра в испанском искусстве: «Нищий мальчик» (ок. 1650), «Мальчик с собакой», «Девочка с фруктами» (1655-60).
Художник ушел из жизни внезапно и драматично. Редко покидавший родной город, он был приглашен в Кадис для росписи алтаря в монастыре капуцинов, упал с лесов и так расшибся, что должен был немедленно отправиться назад, в Севилью, где и умер вследствие этого падения 3 апреля 1682 года.