Авиакомпания «ЮТэйр» (UTair) – головная компания группы «ЮТэйр», включающей в себя компании по вертолетным перевозкам, грузовым перевозкам, обучению персонала, сервисному и техническому обслуживанию воздушных судов. «ЮТэйр» обладает современным парком воздушных судов, насчитывающим более 60 собственных самолетов. По объему пассажирооборота «ЮТэйр» находится на 6 месте среди других российский авиакомпаний. Крупнейший узловой аэропорт компании – Внуково, через него ежедневно проходит более 160 рейсов этого авиаперевозчика.
История авиакомпании началась в 1967 году, когда приказом Министра гражданской авиации СССР на базе Тюменской авиагруппы Уральского управления гражданской авиации было организовано Тюменское управление гражданской авиации. В состав управления вошли Тюменский, Салехардский, Сургутский, Березовский, Ханты-Мансийский объединенные авиаотряды, Тобольская отдельная авиационная эскадрилья и аэропорт Тазовский. В то время Западно-Сибирский регион стремительно развивался за счет разработки нефтяных и газовых месторождений, и для строительства внедрялись новые авиационные технологии. Например, в 1976 году авиаторы Тюмени начали эксплуатировать транспортный вертолет Ми-10К, получивший прозвище «летающий кран».
В 1991 году приказом министра гражданской авиации Тюменское управление гражданской авиации реорганизовано в авиакомпанию «ТюменьАвиаТранс». Кроме того, компания начала сотрудничество с Организацией Объединенных Наций.
В 1992 году компания стала акционерным обществом открытого типа.
В 2001 году авиакомпания стала крупнейшим подрядчиком ООН по обслуживанию миротворческих миссий.
В 2002 году авиакомпания «ТюменьАвиаТранс» была переименована в ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», проведён ребрендинг, а в следующем году компания вошла в состав Международной вертолетной ассоциации.
В период 2003-2015 годов развивается вертолетное направление деятельности компании. UTair становится крупнейшей в России компанией, предоставляющей вертолетные услуги.
К 2011 году компания входит в тройку ведущих пассажирских авиаперевозчиков в России. В производственной программе компании задействовано более 140 самолетов, которые делают более 300 пассажирских рейсов в сутки.
В 2015 году самолеты UTair перевезли более 5,5 млн. пассажиров.
В 2018 году авиакомпания перевезла 7,7 млн. пассажиров, однако зарегистрировала убыток в 22 млрд. рублей. Этот убыток не дал компании обеспечить своевременные платежи по кредитам, выданным UTair группой банков. Ситуацию разрешила реструктуризация долга в 2021 году, и в этом же году часть долга была преобразована в капитал посредством дополнительного выпуска акций.
В 2022 году из-за запретов Евросоюза по поставкам и техобслуживанию воздушных судов в РФ компания выкупает и переводит в российский реестр 50 самолетов, 35 из которых были выкуплены UTair у разных лизинговых компаний. Также из-за санкций была выкуплена авиакомпанией большая часть вертолетного парка.