В хронологии особо печальных событий еврейской истории 10-е Тевета является первым, а затем следуют 17-е Тамуза, 9-е Ава и Пост Гедалии.
В 3336 году по еврейскому летоисчислению (в 424 году до н.э.) 10-го Тевета началась осада Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором. Осада была длительной и тяжелой и завершилась захватом города и его разрушением, сожжением Храма и высылкой евреев в Вавилон. Пророки того времени постановили, что этот день будет днем молитвы и поста для будущих поколений. В еврейской традиции события исторического плана практически всегда трактуются, как имеющие духовную, мистическую или религиозную предпосылку. Вот какое объяснение осаде Иерусалима и разрушению Храма дано в Книге Царей.
Когда евреи пришли в Израиль, Бог поставил им одно основное условие: «Соблюдайте же все Мои постановления и все Мои законы, исполняйте их, дабы не исторгла вас земля, в которую Я веду вас, чтобы вы жили в ней» (Ваикра, 20). Из двадцати одного поколения евреев, живших в Израиле до разрушения Первого Храма, лишь некоторые соблюдали божественные законы и заповеди — как простой народ, так и священнослужители переняли обычаи языческих народов, живших рядом с ними, и наполнили страну идолами, поклонялись культовым деревьям и изваяниям.
Чтобы вернуть народ к Торе, Бог послал ему пророков, но и пророки взывали к сынам Израиля напрасно… «Пока не разгневался Господь на Свой народ так, что уже не было исцеления» (Диврей Гаямим II, 36). Иначе говоря, пост 10 Тевета стал наказанием за отступление от божественных установлений. Поэтому 10 Тевета — это день воспоминаний о разрушенном Храме, день, когда принято вспоминать величие и красоту Иерусалима. Но скорбь все же не является основным содержанием этого дня, 10 Тевета — это еще и день, когда нужно стремиться исправить свои поступки, чтобы евреи смогли стать свидетелями возрождения города «вскоре, в наши дни!».
10-го Тевета произошло еще одно печальное событие, на сей раз лишь косвенно связанное с уничтожением еврейского государства — в этот день был закончен перевод Торы на греческий язык. Это событие религиозная традиция сравнивает с построением Золотого Тельца, поскольку считается, что невозможно перевести Тору на другой язык, не исказив ее смысла. В еврейской традиции это событие описывается следующим образом.
Птолемей Второй — правитель эллинистического Египта, искал возможность оспорить божественное происхождение Торы и природу ее законов. Для этого он призвал 72 еврейских мудреца и приказал им перевести Тору на греческий язык. Если бы Птолемея действительно интересовала Тора, он заявил бы о своем желании заранее и предоставил бы мудрецам возможность совещаться между собой и создать коллективный перевод. Но Птолемей поместил каждого мудреца в отдельное помещение, чтобы они не могли общаться друг с другом.
Видимо, его целью было получение различных толкований Торы, ведь в греческой традиции (и в выросшей из нее европейской, современной нам традиции) считалось (и до сих пор считается), что разночтения в переводе вызваны несовершенством источника. Но после окончания работы оказалось, что все 72 перевода идентичны. Даже в тех местах, где мудрецы решили изменить при переводе прямой смысл Писания, они действовали совершенно единодушно. Появление этих переводов позволило многим народам мира ознакомиться с Торой. Тем не менее, еврейские мудрецы понимали, что перевод не может сравниваться с подлинником, что может стать причиной искаженных толкований Святой Книги.
После создания государства Израиль 10-е Тевета получило еще один смысл. Главный раввинат Израиля постановил, что этот день будет Днем всеобщего Поминовения — Днем памяти жертв Катастрофы, дата гибели которых неизвестна, и тех, по кому прочитать поминальную молитву некому. Поэтому во время молитв на протяжении 10-го Тевета принято зажигать поминальную свечу и произносить Поминальную молитву.