Calend.ru

Адрес страницы: https://www.calend.ru/events/7778/

24 февраля 1972 г. 53 года назад
 

Произошел пожар на советской атомной подводной лодке К-19

Произошел пожар на советской атомной подводной лодке К-19 К-19 (Фото: Музей истории Мосэнерго, на условиях добросовестного использования)

К-19 стал первым советским атомным ракетоносцем. Эта подводная лодка была заложена в 1958 году в Северодвинске и спущена на воду в 1959 году, в июне 1961 года включена в состав Северного флота СССР. За свою аварийность она получила на флоте страшное прозвище «Хиросима», которое, к сожалению, неоднократно подтверждалось.

Первый из череды несчастных случаев произошел еще до момента спуска K-19 на воду. Во время покраски трюмов начался пожар. Погибло два человека. Работы возобновили, но задохнулась женщина-маляр.

Первый боевой поход К-19 принес новое несчастье. 4 июля 1961 года произошла поломка в системе охлаждения, находящегося на корме реактора. Его смогли заглушить, но последствием этой аварии стала смерть восьми моряков от лучевой болезни.

24 февраля 1972 года на ракетоносце случился страшный пожар. Он произошел во время боевого дежурства, которое субмарина несла в Атлантике. Все началось, когда подводный ракетоносец патрулировал Атлантический океан на глубине 120 метров. В девятом отсеке загорелся прибор для дожига газа. Вахтенный матрос вместо объявления тревоги поспешил будить того, кто отвечал за исправную работу оборудования.

От пожара произошел разрыв магистрали воздуха высокого давления. В отсек начал поступать кислород. Огонь перекидывался все дальше. Уже нельзя было добраться до пульта управления главной энергетической установкой. В вентиляционную систему попал углекислый газ. Подлодка начала всплывать. Старший лейтенант Сергей Ярчук остался в отсеке. Пытаясь остановить реактор, он сорвал дыхательную маску с лица и погиб. Находящегося рядом с Ярчуком капитан-лейтенанта Милованова один из матросов смог вытащить в безопасный отсек и спасти.

Подлодка всплыла. Экипаж сумел избежать масштабного заражения радиацией. Погибло 28 человек, остальные отравились продуктами горения. Подлодка не могла идти дальше своим ходом. Пришлось дожидаться помощи.

Сначала к месту происшествия прибыло сторожевое американское судно. Капитан К-19 отказался от предложенной помощи. Еще через два дня прибыл советский сухогруз, но начался шторм. Это осложнило работу спасателей. В результате погибло двое из тех, кто пришел на помощь.

Спасательная операция продолжалась более трех недель. Все это время запертые в подлодке люди продолжали бороться с огнем и не давали распространиться радиации. В заточении моряки пробыли 23 дня. Их выводили на свет с завязанными глазами, чтобы они не ослепли.

В отношении капитана Виктора Кулибабы провели проверку. Его полностью оправдали и наградили орденом Красного Знамени. Отметили и капитан-лейтенанта Бориса Полякова: ему вручили орден Красной Звезды.

От людей долгое время скрывали сам факт произошедшей трагедии. О произошедшем общественность узнала годы спустя. А атомная подводная лодка К-19 была полностью отремонтирована. Ее оснастили новым оборудованием и вновь вывели на боевое дежурство. Впереди были новые (менее трагические) пожары и даже попадание учебной торпеды, которое чудом не привело к затоплению. Однако невезучую подлодку раз за разом возвращали в строй. Только в 2003 году было принято окончательное решение об утилизации К-19.

Материалы по теме в Журнале Calend.ru:

Статья «Подводная лодка К-19. Помните песню об аварии в 9-м отсеке? Это про нее»

Сегодня, 1 марта в истории:
Регистрация Вход
Регистрация Эл. почта
Логин

только латиница и символы "-", "_"; не менее 4 символов

Пароль Еще раз

Нажимая кнопку "Зарегистрироваться", вы подтверждаете согласие с политикой конфиденциальности сайта

Авторизация Логин
Пароль

Запомнить меня

Забыли пароль?