На рок-небосклоне постсоветского пространства на сегодняшний день не так много коллективов-долгожителей, снискавших себе эпитет культовых. Одним из таких музыкальных коллективов является группа «Аквариум», которая отмечает 27 января свой День Рождения.
«Аквариум» появился на свет в далёком 1972 году. Создатели музыкального творческого коллектива: Борис Гребенщиков* и Анатолий Гуницкий, познакомились и стали друзьями ещё в школьные годы. Состав группы с течением времени менялся, однако бессменным её лидером и вдохновителем долгие годы был Борис Гребенщиков*. Анатолий Гуницкий вскоре отошёл от участия в проекте, однако продолжал участвовать в жизни коллектива как поэт.
Первый концерт «Аквариум» дал в Зеленогорске спустя почти год после образования – весной 1973 года, а затем группа выступила в ресторане «Трюм». Практически всё свободное время музыканты проводили на репетициях. Первый состав группы сменился достаточно быстро. Основой состава «Аквариума» стал квартет из Бориса Гребенщикова*, Михаила Файнштейна, Всеволода Гаккеля и Андрея (Дюши) Романова, сохранявшийся практически вплоть до 1991 года.
Этот период жизни группы с 1972 по 1991 годы называют ««Аквариум» 1.0». За это время Рок-музыканты сумели пережить многое: гонения, непонимание, прорыв, известность и популярность, признание в отечественной рок-культуре и прорыв в музыкальный мир Запада.
Музыка «Аквариума», написанная до 1981 года, вошла в так называемые «доисторические» альбомы: «Искушение святого Аквариума», «Менуэт земледельцу», «Притчи графа Диффузора», «С той стороны зеркального стекла», «Все братья – сёстры» (совместно с Майком Науменко).
Весной 1976 года «Аквариум» заявил о себе на Таллинском фестивале популярной музыки, куда приехал без приглашения на собственные средства. В этот период к участию в группе подключились Александр «Фагот» Александров, а чуть позже – Александр Ляпин.
В 1980 году группа «Аквариум» оказалась в центре скандала после выступления в Тбилиси на рок-фестивале. Исполнение одной из композиций было воспринято как пропаганда гомосексуализма и инцеста. Как следствие – исключение БГ из комсомола и увольнение с работы.
Начиная с 1981 года, в свет выходят так называемые «исторические» альбомы группы «Аквариум»: «Синий альбом», «Треугольник», «Электричество. История Аквариума – Том 2», «Акустика. История Аквариума – Том 1» и другие.
В 1981 году был образован Ленинградский рок-клуб, куда сразу же была принята и группа «Аквариум». С 1983 года коллектив становится участником ежегодных рок-фестивалей Ленинградского рок-клуба. Этот год стал для команды удачным и в определённом смысле поворотным. Песня «Рок-н-ролл мёртв» из альбома «Радио Африка» стал настоящим хитом «Аквариума» на долгие годы. В конце того же 1983 года «Аквариум» вошёл в десятку лучших рок-групп страны по опросу, проведённому газетой «Московский комсомолец». При этом в общем рейтинге опроса питерский коллектив занял третье место. В том же году в состав группы вошел бас-гитарист Александр Титов.
«Ихтиология», «День Серебра», «Дети Декабря» и «Десять стрел» стали последними альбомами «Аквариума», записанными без привлечения студий звукозаписи. Таким образом, 1986 год, когда вышел альбом «Десять стрел» стал очередной эпохальной точкой в жизни группы. В этот альбом вошла песня «Город», ставшая одной из самых известных песен коллектива. Эта песня была единственной студийно записанной композицией в альбоме. Тогда же в США стараниями Джоанны Стингрей вышел виниловый сборник советского рока «Красная волна» («Red Wave»), куда вошли записи четырёх рок-групп СССР: «Кино», «Алиса», «Аквариум» и «Странные игры». Как следствие – выход в СССР пластинки «Аквариума» «Белый Альбом».
«Аквариум» становится гостем в телеэфире на ток-шоу «Музыкальный ринг» и получает широкое признание. Выход в 1987 году в прокат художественного фильма Сергея Соловьёва «Асса» ознаменовал собой новый виток в истории музыкального коллектива, когда 5 песен группы вошли в фильм.
В конце 1980-х группа выступала с концертами не только в СССР, но и на Западе: в Канаде и США, Англии. К этому моменту Борис Гребенщиков* давал и сольные концерты, тогда как другие участники «Аквариума» неоднократно пытались создать собственные музыкальные проекты. В 1991 году на юбилее Ленинградского рок-клуба команда объявила о том, что это их последнее выступление.
Далее наступил новый период в жизни группы «Аквариум», связанный с его возрождением в новой ипостаси: «БГ-Бэнд». Фактически, это был полуторагодовой перерыв, когда названия «Аквариум» не было, но жизнь его продолжалась. БГ* вместе со своими музыкантами (в бэнд вошли Олег Сакмаров, Андрей Решетин, Сергей Щураков и Сергей Березовой) выпустил альбомы «Письма капитана Воронина. Концерт в Вятке», «Русский альбом» и др. В сентябре 1992 года был возрождён «Аквариум», ставший известным, как «Аквариум 2.0.».
Стоит отметить, что за свою длинную жизнь «Аквариум» представлял композиции в таких жанрах, как рок, рок-н-ролл, инди-рок, джаз-рок, фолк-рок, бард-рок, психоделический рок, дарк-фолк, блюз-рок, регги и др. После того, как группа в 1997 году в Санкт-Петербурге и Москве дала юбилейные концерты в честь 25-летия «Аквариума», БГ* заявил о том, что группа в текущем составе прекращает свой путь.
В 1999 году был да старт «Аквариуму 3.0». Этот период в жизни группы продолжался вплоть до 2015 года, пока не наступили очередные изменения в составе. В 2015 году стартовал «Аквариум 4.0». В 2022 году вышел 25-й студийный альбом группы, получивший название «Дом всех святых».
Многие песни группы «Аквариум» использованы в кино и звучат в художественных фильмах.
*В 2023 году Борис Гребенщиков внесен Министерством юстиции России в реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.