8 марта 1929 года в Ленинградском Малом оперном театре прошла премьера эстрадно-музыкального представления «Теаджаз» – Театральный джаз, имевшая ошеломляющий успех. В нем в амплуа певца, скрипача и артиста разговорного жанра выступил Леонид Осипович Утесов. Выступление сопровождалось игрой созданного Утесовым джаз-оркестра.
Это выступление всколыхнуло целую волну «подражателей» – до начала Великой Отечественной войны теаджазы типа утесовского функционировали в ряде городов СССР.
Первая постановка джаз-оркестра Утесова «Теаджаз», давшая наименование оркестру и типу представления, состояла всего из шести номеров. Утесов читал под аккомпанемент оркестра стихотворение Э.Багрицкого «Контрабандисты», играл на скрипке «Сент-Луис блюз» У.Хенди, пел романс «Где б ни скитался я…», песни «Никита», «Волжские лирические страдания», «С Одесского кичмана». Представление заканчивалось американским шлягером «Пока», транслировавшимся по репродуктору на площадь перед театром после спектакля.
Поскольку музыкальный руководитель Скоморовский и музыканты, приглашенные Утесовым из Малого оперного театра, неохотно включались в театрализованное действие, Утесов ко второй программе «Джаз на повороте» (1930) полностью обновил состав оркестра. Молодые музыканты на долгие годы стали партнерами Утесова в создании театрализованных представлений.
С 1930 года программы «Теаджаза» часто включались в представления Ленинградского мюзик-холла. На музыку Д.Шостаковича был поставлен спектакль «Условно убитый» (1931), в содружестве с И.Дунаевским было создано обозрение «Музыкальный магазин» (1933) и другие. В 1934 году Утесов и его коллектив «блеснули» в первом советском мюзикле «Веселые ребята».
Во второй половине 1930-х годов, после роспуска мюзик-холлов, «Теаджаз» Утесова работал на эстраде самостоятельно. Он считался наиболее удобной и приемлемой формой существования джаза на эстраде. В послевоенные годы наименование «Теаджаз» исчезло с советской эстрады.