(1) 13 февраля 1842 года российский император Николай I подписал указ о строительстве железной дороги Санкт-Петербург — Москва.
К этому времени в России уже функционировала Царскосельская железная дорога. Но, несмотря на это, министры считали, что связать две столицы железной дорогой слишком дорого из-за неровности ландшафта. И все же, по настоянию царя Николая I, чугунка была построена, и 645 километров рельс проложено идеально прямо.
Исключение составили два небольших изгиба. По легенде, конструкторы воспроизвели их, следуя в точности начертанной Николаем I на карте линии. Когда император чертил будущую дорогу по линейке, карандаш, наткнувшись на его палец, сделал изгиб.
Через девять лет после подписания указа о строительстве железной дороги Санкт-Петербург — Москва, (1) 13 ноября 1851 года состоялось торжественное открытие этой магистрали — отправился первый «всенародный поезд» из Петербурга в Москву.
Железнодорожный путь в память об императоре после его смерти стал называться Николаевским, а с 1923 года переименован в Октябрьскую железную дорогу.