В первом номере за 1908 год научно-популярного иллюстрированного журнала «Воздухоплаватель», издаваемого в Санкт-Петербурге, вышла статья коллежского асессора Василия Корна, в которой он призвал создать учреждение, пропагандирующее идеи спортивного воздухоплавания среди населения.
Его призыв был услышан, и (16) 29 января 1908 года в Санкт-Петербурге собрались на своё первое собрание учредители российского аэроклуба. Василий Корн писал: «16 января, по приглашению организатора аэроклуба, состоялось собрание 18 учредителей его. После продолжительного обмена мнений решено образовать комиссию для выработки устава клуба. В состав комиссии вошли: председателем В.В. Корн, секретарем Ососов, членами — Клоппенбург, Кипарский, Рынин, Нагель, Яншин, граф Стенбок-Фермор (член Государственной Думы), Б.А. Суворин, полковник Семковский, подполковник Одинцов, штабс-капитан Шабский, Гарут, Фельдберг, капитан Герман и Костович».
На собрании была создана комиссия, которой поручили разработать Устав клуба. Устав определил главную миссию созданного предприятия: развивать в России идеи применения воздухоплавания в научно-технических, военных и спортивных целях; организовать совместную деятельность учёных и любителей воздухоплавания.
Совет клуба, состоящий из 35 человек, был утверждён на общем собрании сроком на 5 лет в ноябре 1908 года. Другим органом самоуправления было общее собрание. Все частные воздухоплавательные учреждения страны были под его началом, за что клуб получил имя «Всероссийский аэроклуб».
Когда в 1909 году Николай II стал покровительствовать летной организации, к названию прибавили слово «Императорский». Тогда же «Императорский всероссийский аэроклуб» (ИВАК) вступил в Международную авиационную федерацию.
Россия не раз была первой в мире в освоении неба и летной техники. 9 сентября 1913 года российский летчик Петр Нестеров положил начало высшему пилотажу, впервые в мире выполнив «мёртвую петлю», названную по его имени петлей Нестерова.