Атомный ледокол «Ленин» стал первым в мире надводным судном с ядерной силовой установкой. Он был спроектирован и построен для обслуживания Северного морского пути (между Дальним Востоком и Европейской частью России), а также экспедиционного плавания в Арктике. Над проектом корабля работали советские ученые во главе с физиком Анатолием Александровым.
Ледокол «Ленин» был длиной 134,0 метра и шириной 27,6 метра, с удлиненной средней надстройкой и двумя мачтами, а также в кормовой части взлетно-посадочной площадкой для вертолетов ледовой разведки. Высота борта составляла 16,1 метра. Водоизмещение – 16,0 тысяч тонн.
Корабль имел в центральной части ядерную паропроизводительную установку водо-водяного типа, которая вырабатывала пар для четырех главных турбогенераторов. Они питали постоянным током три гребных электродвигателя, приводящих в действие три гребных винта прочной конструкции.
Ледокол был спущен на воду 5 декабря 1957 года, а 15 сентября 1959 года вышел в первое плавание. Первым капитаном ледокола стал Павел Пономарев.
Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации.
В 1966 году было принято решение заменить старую трехреакторную атомную паропроизводящую установку на более совершенную двухреакторную.
Летом 1971 года ледокол «Ленин» вторым из надводных судов (после ледокольного парохода «А. Сибиряков» в 1932 году) прошел севернее архипелага Северная Земля. Рейс начался в Мурманске и закончился в Певеке.
За 30 лет службы корабль прошел 654,4 тысяч морских миль и провел через льды 3741 судно. Награждён орденом Ленина.
В 1989 году судно было выведено из эксплуатации и поставлено на вечную стоянку в Мурманске.
В настоящее время на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции. С 2018 года ледокол «Ленин» является объектом культурного наследия федерального значения России.