19 июля 1893 года родился Владимир Маяковский
Женщины, которые отказались от любви Владимира Маяковского из-за Лили Брик и не только…
19 июляО том, как Лилю Брик любил Маяковский, знают, наверное, все поклонники и знатоки советской литературы. А недавно этим фактом из биографии поэта стало живо интересоваться и подрастающее поколение благодаря хиту Марка Тишмана и Юли Паршуты. Известно, что Лиля Брик была музой поэта, его самой сильной любовью.
Но какие еще женщины были в жизни поэта? Кто из его поклонниц пылал к поэту безответной любовью, но так и не смог занять или удержать место в его сердце? А кто сознательно отказался от отношений с поэтом, не желая занимать в его сердце только вторые роли?
Источник видео: РКН: сайт нарушает законодательство РФ
Софья Шамардина
Эта прекрасная уроженка Минска, приехав в Петербург для обучения на Бестужевских курсах, была поручена заботе Корнея Чуковского, который дружил с ее родителями. Именно благодаря Чуковскому она легко влилась в мир петербургской богемы, начала заводить романтические знакомства с такими мужчинами, как, к примеру, Игорь Северянин. Северянин даже писал о ней в стихотворении к Маяковскому:
… И, наконец, ты помнишь Соньку,
Почти мою, совсем твою,
Такую шалую девчонку,
Такую нежную змею?..
По признанию самой Софьи Сергеевны, впервые она услышала, как Маяковский читает свои стихи, в Медицинском институте на лекции Чуковского о футуристах. Вот, как она его описывала:
«После Корнея Ивановича вышел на эстраду Маяковский — в желтой кофте, с нагловатым, как мне показалось, лицом — и стал читать. Никого больше не помню, хотя, наверно, были и Бурлюки, и Крученых».
Источник видео: РКН: сайт нарушает законодательство РФ
После лекции они познакомились, поужинали, а потом Чуковский оставил молодежь, взяв с Маяковского слово, что он проводит Соню домой. Однако домой в тот вечер Соня не вернулась: они гуляли по ночному Невскому, побывали в гостях у Хлебникова, у Бурлюков. Между ними вспыхнул роман, и в результате так бурно развивающихся отношений Софья забеременела, но оба оказались не готовы к родительству. Поэтому и расстались, а девушке пришлось вернуться в Минск. Они еще встречались после: девушка вышла замуж за председателя Совнаркома БССР Язэпа Адамовича, и Маяковский иногда приезжал в Минск. А когда Софья с мужем переехали жить в Москву, их отношения возобновились, но уже как дружеские. Софья помогала организовывать выставку Маяковского «Двадцать лет работы».
После самоубийства поэта Софья прожила еще пятьдесят лет: ее супруг, опасаясь ареста, покончил с собой через семь лет, саму Софью Сергеевну арестовали и посадили на 10 лет по 58-й статье, а когда освободили, то всего через пару лет вновь арестовали и поместили в тюрьму вплоть до 1955 года, правда, после полностью реабилитировали. Интересно, что свои последние годы жизни она провела в Переделкино в пансионате для ветеранов, и именно Лиля Брик хлопотала о том, чтобы поместить ее туда. Софья Шамардина умерла в 1980 году, а в 1993 году были опубликованы ее мемуары «Футуристическая юность».
Мария Денисова
Когда Маяковский в рамках своей поездки с футуристами приехал в Одессу, он принимал участие в поэтическом вечере в Русском театре, где и познакомился с Марией. Один из участников вечера Василий Каменский описывает ее как «совершенно необыкновенную девушку: высокую, стройную, с замечательными сияющими глазами, словом, настоящую красавицу». Тот же Каменский рассказывал, что Маяковский до самой ночи гулял с Марией, а вернулся совсем на себя не похожий: «улыбающийся, рассеянный необычайно». Роман закрутился, отношения были бурными и очень романтичными, но, когда Маяковский позвал Марию замуж, она отказала ему, потому что уже была помолвлена. После их знакомства Денисова дважды выходила замуж, работала над созданием агитплакатов и оформлением агитпоезда, в годы Гражданской войны участвовала в боях и даже была ранена. После войны выбрала для себя профессию скульптора, ее работы даже посылали на выставки в Европу, чего не одобрял ее второй муж, революционер Ефим Щаденко.
С Маяковским Мария вела длительную переписку, поэт во многом помогал ей в решении некоторых жизненных трудностей. Именно Мария Денисова стала автором гипсового бюста Маяковского, которого называла «мой остроугольный друг».
Елизавета Зиберт (Элли Джонс)
Уже будучи влюбленным в Лилю Брик, Маяковский все же не обходил своим вниманием красивых женщин. Во время поездки в Америку, к примеру, он нанес визит Давиду Бурлюку в Нью-Йорке, участвовал в поэтических сходках, и именно там его познакомили с Елизаветой Зиберт, русской эмигранткой, вышедшей замуж за американца Джонса, но успевшей к тому времени уже развестись. Это был недолгий, но очень страстный роман, и Елизавета после родила от Маяковского дочь Елену Патрицию. Маяковский пытался приехать снова в США, чтобы увидеть ребенка, но из страны его не выпускали. Только в 1928 году в Ницце состоялась их встреча. Елена Патриция всю свою жизнь прожила в Нью-Йорке, стала педагогом, писателем, доктором философии. Она умерла в 2016 году в возрасте 89 лет. Ею была написана книга «Маяковский на Манхэттэне, история любви».
Наталья Брюханенко
Наталья была горячей поклонницей творчества Маяковского, работала в Госиздате. Ей было всего двадцать лет, когда они познакомились. По воспоминаниям современников, это была очень красивая девушка: длинноногая, как сейчас бы сказали, модельной внешности. Писали, что от нее будто исходило какое-то сияние – улыбчивая, с ямочками на щеках, сероглазая – «Юнона в комсомольском обличье».
В Госиздате они и встретились, и сразу же отправились гулять – в кафе познакомились с мужем Лили Брик, а после поэт пригласил Наташу в гости. Он шептал ей на ушко свои стихи, распускал ее длинные косы. Поначалу ее испугал напор, с которым уделял ей внимание влюбленный поэт, она даже убежала из его квартиры, а он кричал ей вслед, чтобы она не забыла надеть перчатки. После этого примерно год они не виделись, а затем снова встретились в Госиздате, и снова между ними вспыхнуло притяжение. Но в этот раз Наташа пообещала Маяковскому больше от него не бегать. Он дарил ей много подарков, окружал роскошью, но девушку беспокоил тот факт, что Маяковский ничего не говорил ей о своих чувствах. На что Маяковский однажды ответил:
«Я люблю Лилю. Ко всем остальным я могу относиться только хорошо или очень хорошо, но любить я уж могу только на втором месте. Хотите – буду вас любить на втором месте?»
Наташа не захотела делить поэта ни с кем. Возможно, Маяковский женился бы на девушке и был бы счастлив, но, как выяснилось после, в самый разгар его романа с Натальей Лиля Брик написала ему:
«Володя, до меня отовсюду доходят слухи, что ты собираешься жениться. Не делай этого…».
Наталья Брюханенко позже написала мемуары о Маяковском под названием «Мой щеник Маяковский». Она подчеркивала, что понимает, что она сама – никто, «а он — поэт», но все-таки Маяковский был влюблен в нее по-настоящему.
Татьяна Яковлева
Настоящей угрозой отношениям Маяковского и Лили Брик стала и эмигрантка Татьяна Яковлева, с которой поэт познакомился во Франции, когда покупал для Лили знаменитый автомобиль. Татьяна была уникальной красавицей – элегантной, утонченной, настоящей леди. Они познакомились, и уже через пять минут Маяковский понял, что влюблен. О ней он писал: «Ты одна мне ростом вровень» (Татьяна была высокой женщиной), и вместе они провели сорок дней, насыщенных любовью. Маяковский предлагал Татьяне вернуться вместе с ним в СССР, буквально умолял ее, был готов даже отказаться от отношений с Лилей Брик ради нее, но Татьяна отказалась. Уезжая, Маяковский зашел в одну из оранжерей Парижа и оставил там внушительную сумму денег, чтобы после его отъезда каждое воскресенье Татьяне присылали цветы от Владимира. Это продолжалось даже после его смерти.
Сама Татьяна Яковлева писала о нем:
«Он такой колоссальный, и физически, и морально, что после него — буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след...»
После расставания с Маяковским Татьяна вышла замуж за Александра Либермана, арт-директора журнала Vogue, переехала жить в Нью-Йорк, и в их квартире проводились вечера с участием людей искусства, в том числе Трумена Капоте и Сальвадора Дали.
Вероника Полонская
Актриса МХАТа, которая была моложе Маяковского на 15 лет, стала не только последним сильным увлечением поэта, но и единственной свидетельницей его самоубийства. Они встретились в 1929 году, когда Вероника была замужем за актером Яншиным. Это случилось на бегах, куда пригласил ее Осип Брик, который снимал Веронику в своем фильме «Стеклянный глаз». Познакомились, потом встретились еще раз тем же вечером, между ними завязался роман, Маяковский потрясающе читал ей свои стихи. Но Вероника понимала цену роману с поэтом, о болезненной привязанности к Лиле Брик которого уже тогда ходили легенды, поэтому мужа оставлять ради поэта не торопилась. Эта ее позиция приводила Маяковского в бешенство, он устраивал ей сцены, требовал, чтобы она бросила мужа ради него, планировал переехать вместе с ней в писательский кооператив в проезде Художественного театра.
В тот роковой день 14 апреля 1930 года они приехали к нему в комнату на Лубянке. Маяковский злился, поскольку Вероника спешила в театр на репетицию с Немировичем-Данченко. Произошла широко известная сцена с запиранием дверей и прятаньем ключа, выяснением отношений… Маяковский дал Полонской денег на такси, и она ушла. Успела дойти до парадной и услышала выстрел. Вернувшись в комнату, она нашла Маяковского окровавленным с простреленной грудью.
Эту женщину Маяковский упомянул в своей предсмертной записке наряду с Лилей Брик, но родня Маяковского посчитала ее виновной в смерти поэта, поэтому на похороны женщина решила не идти. Книгу воспоминаний о Маяковском она написала в 1938 году, но опубликовали ее только в 1987-м. В одном из своих интервью она как-то сказала:
«Я Владимира Владимировича видела как человека, а не как статую, каким его стали изображать. Он для меня живой, ранимый. Я писала правду. Я была последним человеком, кто видел Маяковского живым. Я последняя говорила с ним. И мне нести эту ношу…».