10 сентября 1899 года родился человек-загадка Вольф Мессинг
Вольф Мессинг: «Я артист, а не волшебник»
10 сентябряИмя Вольфа Григорьевича Гершковича, известного под фамилией Мессинг, окутано мистикой и тайной. Его считают больше, чем просто эстрадным артистом-менталистом, выступавшим с психологическими номерами, в ходе которых он читал мысли зрителей. Благодаря многочисленным фильмам, снятым о нем, в том числе и художественным, его считали и до сих пор считают первым советским экстрасенсом и прорицателем, предсказавшим многие события, случившиеся позже в советской и мировой истории. О Мессинге ходило множество легенд, и большинство из них, как считается, выросли из его собственной автобиографии, в которой он рассказывал порой удивительные, невероятные вещи.
Вольф Мессинг, кадр из фильма «Вольф Мессинг. Беседа о самом себе. Глава вторая», источник Rutube
Предлагаем сегодня узнать о его личности и природе происхождения легенд о Вольфе Мессинге немного подробнее.
Первое, о чем вам интересно будет узнать, это то, что показывать свои «трюки» по чтению мыслей Мессинг начал еще в юности. Он присоединялся к польскому бродячему цирку и там сначала был учеником артиста-менталиста, а позже и сам выступал с номерами, которые назывались «эстрадной телепатией». По словам самого Мессинга, он не читал мысли – он читал мускулы:
«Когда человек напряжённо думает о чём-либо, клетки головного мозга передают импульсы всем мышцам организма. Их движения, незаметные простому глазу, мною легко воспринимаются. …Я часто выполняю мысленные задания без непосредственного контакта с индуктором. Здесь указателем мне может служить частота дыхания индуктора, биение его пульса, тембр голоса, характер походки и т. д».
После выступления Мессинга в медицинском институте под руководством члена-корреспондента Академии медицинских наук СССР Д. А. Бирюкова ученые подтвердили такую трактовку мастерства Мессинга. Еще один артист-менталист, не только выступавший в подобном жанре, но и принимавший участие в работе Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме Российской академии наук, автор термина «экстрасенсорика» Юрий Горный также подтвердил такое объяснение Мессинга, а также воспроизвел ряд его опытов, усложнив некоторые из них. Горный был известен тем, что стремился опираться на науку в объяснении как своих, так и чужих подобных способностей.
Источником многих фактов из жизни Мессинга была его автобиография, подлинность которой, впрочем, была опровергнута ученым-правоведом и криминалистом Николаем Китаевым в книге «Криминалистический экстрасенс. Вольф Мессинг: правда и вымысел». Китаев называл автором «мемуаров Мессинга» журналиста и заведующего отделом науки редакции «Комсомольской правды» Михаила Хвастунова и утверждал, что «мемуары», опубликованные впервые в журнале «Наука и религия» за 1965 год, были сфабрикованы журналистом. Этот факт подтвердил и бывший научный редактор «Комсомольской правды», журналист и писатель Владимир Губарев, отметив, что содержание этой автобиографии – исключительно вымысел Хвастунова.
Многие факты, опубликованные в этой серии публикаций под названием «Я – телепат», позже были опровергнуты или им не найдено доказательств.
В частности, не найдено доказательств встречи юного Мессинга с Альбертом Эйнштейном в его квартире в Вене, где, по мемуарам, у Эйнштейна была квартира. Многочисленные исследователи деятельности Эйнштейна опровергли факты, упоминаемые в мемуарах: в тот период, когда Мессинг, якобы, встречался с ученым, Эйнштейн Вену не посещал и никакой квартиры у него там не было.
Не найдено доказательств ареста Месинга в Польше, после того как он на одном из концертов предсказал гибель Гитлера, если тот повернет на восток, хотя в мемуарах утверждалось, что за голову Мессинга было даже назначено вознаграждение в 200 тысяч марок.
Также не найдено доказательств встречи Мессинга со Сталиным в 1940 году и позже, как и факта получения Мессингом по просьбе Сталина 100 тысяч рублей у кассира Госбанка путем гипноза.
Кадр из сериала «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время», 2009. Источник kinopoisk.ru
Но хотя Мессинг и сам не подтверждал многих утверждений, приводимых в мемуарах, и не соглашался на научные эксперименты, которые могли бы подтвердить наличие у Мессинга особых способностей, есть свидетельства современников, знавших Вольфа Григорьевича лично, которые утверждают не то, что такие способности у Мессинга действительно были, но даже то, что он был настоящим гением.
Одной из таких современниц была сестра актера Бориса Хмельницкого Луиза, которая рассказывала о случаях телепатии Мессинга, свидетельницей которых они были с братом. Мессинг был другом их семьи и даже, как утверждает Луиза Хмельницкая, влюблен в их мать. В частности, она рассказала о том, как Мессинг вылечил заикание Бориса Хмельницкого, который мечтал поступить в Щукинское училище, но опасался, что это его нарушение речи не даст планам свершиться.
Также, по рассказу Луизы Хмельницкой, сам Мессинг страдал от своего дара, его очень волновало общественное мнение о нем самом, он не обзаводился детьми, потому что боялся, что дети у него могут родиться с какими-нибудь патологиями.
Луиза Хмельницкая была свидетельницей того, как Мессинг предсказал собственную смерть: уезжая в больницу на операцию, он обернулся на подъезд своего дома и сказал, что он сюда больше не вернется. Так и случилось: операция проводилась на бедренных и подвздошных артериях, и она прошла вполне успешно, но после внезапно отказали почки и начался отек легких, и Мессинг скончался в больнице.
По свидетельству той же Хмельницкой, Мессинг был богат, он не только помогал армии, приобретая самолеты, но и оставил после своей смерти деньги ученым с условием, что она пойдут на изучение его мозга. Однако, после его смерти мозг осмотрели и вынесли вердикт: никаких отклонений не обнаружено. Больше его мозг никто не изучал.
О том, что Мессинг, безусловно, обладал способностями к телепатии и гипнозу, а также имел опыт пророческих предсказаний, писал и его биограф, автор книги о жизни Мессинга Вадим Эрлихман.
В частности, он рассказал о случае, когда Мессинг предсказал тестю Хрущева, журналисту и публицисту Алексею Аджубею, что тот станет главным редактором «Известий». Об этом случае стало широко известно с подачи самого Аджубея, и именно тогда слава Мессинга стала всесоюзной.
По словам Эрлихмана, Мессинг был блестящим психологом и телепатом, угадывал по движениям рук, глаз и губ предмет, спрятанный человеком, но ничего сверхъестественного в этом не было – блестящее владение физиогномикой. Великолепное владение гипнозом Мессингом также не вызывает сомнения. Эрлихман рассказывал, что после своих сеансов Мессинг настолько обессилевал, что мог три дня восстанавливаться, так что жене Аиде приходилось кормить его с ложечки.
Вольф Мессинг, кадр из фильма «Вольф Мессинг. Беседа о самом себе. Глава вторая», источник Rutube
Справедливости ради следует сказать, что сам Мессинг никогда не утверждал, что у него есть сверхъестественные способности: напротив, он напрямую говорил о том, что умеет угадывать мысли людей, внимательно анализируя их мимику и жесты. Все остальное — уже элементы шоу, а уж способности сделать представление незабываем Мессинг научился с юности. Отказ от экспериментов, которые могли бы доказать его экстрасенсорные способности, именно этим и объясняется: Мессинг утверждал, что он артист, а не волшебник.
Именно поэтому Мессинг старался выступать в провинции, где менее искушенная публика, а в ассистентки брал только женщин из числа близких людей, которым доверял полностью. В выступлениях он не задействовал маленьких детей, поскольку их гораздо сложнее просчитать, нежели взрослых, предсказать их поведение.
На сцену Мессинг выходил с целым набором приемов на случай провала, неудачи: он мог вычислить среди зрителей людей, которые ходят на каждый концерт с целью разоблачить Мессинга, и мастерски переключал внимание зала на этого человека словами «Молодой человек, прекратите думать о другом, вы меня сознательно запутываете». Есть свидетельства людей, принимавших участие в экспериментах Мессинга, о том, что он нередко ошибался, но они посчитали правильным не разоблачать артиста. Кроме того, ассистентка артиста имела в своем арсенале целый набор кодовых подсказок и приходила на помощь артисту в критических ситуациях.
Вся таинственность, окружавшая жизнь и личность Вольфа Мессинга, объяснялась очень просто: поскольку его реальная биография не изобиловала яркими и мистическими фактами, он просто создавал себе сценический имидж, образ, дополняя его таинственными «фактами» из своей жизни, большинство из которых не имеет реальной основы. Сегодня таким подходом никого не удивишь, а вот в послевоенном Советском Союзе это было в новинку.