20 мая 1916 года родился летчик-герой Алексей Маресьев
Алексей Маресьев: влюбленный в небо
20 маяЕсли вы знаете, кто такой Алексей Маресьев и читали «Повесть о настоящем человеке» — значит, вы родились в Советском Союзе. Современные школьники признаются, что что-то слышали о Маресьеве, но не знают кто он. И, конечно, они не читали знаменитой повести Бориса Полевого, которая издавалась только на русском языке более восьмидесяти раз и была включена в обязательную школьную программу.
Если ваши дети не читали эту книгу — подарите им ее! Пусть она послужит опорой на пути взросления, в пору вступления во взрослый мир, когда необходима твердая вера в себя и в свои возможности. Пусть увидят пример, как оставаться Человеком в любых обстоятельствах.
Давайте вспомним о Алексее Петровиче Маресьеве, человека легенду, который через время воодушевляет нас верить, что возможно все, во что мы верим сами!
Сам Алексей верил в себя с детства. Без веры и твердого характера, он бы никогда не стал Лётчиком с большой буквы.
А.П. Маресьев:
«Трое братьев у меня старших. Так вот они умные. А я, младший, в летчики пошел». Причем, случилось это не благодаря, а вопреки. В детстве я был похож на китайца, потому, что годами болел малярией».
Последствием малярии стал ревматизм. Его мучили страшные боли в суставах. От боли мальчик часто не мог ходить. Соседи пророчили ему короткую жизнь, а не славу Героя Советского Союза. Алёша остался без отца в три года. Его с братьями растила мать, которая работала уборщицей, но несмотря на все трудности, воспитала прекрасных сыновей.
Мечтать о небе Алексей стал в 14 лет, увидев первый в своей жизни самолет. Это было в 1930 году. А уже через пять лет он совершил свой первый полет. На пути к небу Алексею Маресьеву пришлось преодолеть немалые препятствия: он дважды подавал документы в лётное училище, но получал отказ из-за ревматизма. В 1934 году по комсомольской путёвке Маресьев отправился на строительство Комсомольска-на-Амуре, и там болезни отступили — Алексей наконец-то начал заниматься в аэроклубе.
Войну он встретил лётчиком — младшим лейтенантом.
Свой первый немецкий самолет, транспортник Ju-52, Маресьев сбил в начале 1942 года. В марте этого же года он был переброшен на Северо-Западный фронт, а на его счету было уже 4 сбитых немецких самолета.
4 апреля 1942 года в районе «Демянского котла» во время вылета самолет Маресьева был подбит. Самолет упал на советской территории в Черном лесу возле деревни Плав.
«Отец потерял после падения сознание, а когда очнулся, рядом с ним был шатун. Отец еще долго не мог справиться с застежкой на комбинезоне, чтобы достать пистолет. Но смог и выпустил в него всю обойму. Рассказал, как попал в обледеневшую яму, сутки там пробыл. Воронка была внизу мокрая, и ему еле удалось выбраться…» — рассказал сын героя Виктор Маресьев.
Несмотря на тяжелое ранение ног, глубокий снег, холод и голод, летчик целых 18 суток ползком выбирался к людям... Обессиленного, его увидел в лесу дед из деревни неподалеку, но подойти побоялся, подумал, что немец — совсем рядом, в 11 км проходила линия фронта. В деревне он рассказал об увиденным в лесу человеке, и Михаил Вихров вместе с соседом Сергеем Малиным и своим 19-летним сыном Александром отыскали в лесу летчика, вынесли и на телеге привезли в деревню.
Летчика приютили у себя в избе, и Михаил Вихров вместе с женой и дочкой стали выхаживать его с большой заботой.
О том времени вспоминает дочь Михаила Вихрова Ольга:
«Привезли летчика из леса страшно худого с опухшими и обмороженными ногами. Одежда на нем была вся завшивлена. Отец мой, растопил баньку, и туда потом отнесли на одеяле летчика. Там его раздели, унты пришлось разрезать, помыли и переодели в чистое белье. Из бани в дом отец перенес его на спине: справился сам, так как после стольких дней голодания летчик весил как «пушинка». Положили его возле окон на широкие деревянные полати, хорошо укутали, дали крепкого чая с медом. Ему стало легче... Больные ноги смазывали гусиным салом. Отец съездил в ближайшую воинскую часть — это 17 километров от нас — в деревню Русские Новики и сообщил, что в лесу нашли живого нашего летчика. Оттуда вскоре за ним приехали военные. Алексей Петрович, правда, не хотел уезжать, но, судя по его состоянию, медлить с отправкой в госпиталь было нельзя».
К тому времени, как Алексей Маресьев попал в госпиталь, у него началась гангрена обеих ног. Как вспоминал летчик, принимающий врач, взглянув на него, сказал: «Не жилец!»
Но профессор Теребинский решился на операцию по ампутации обеих голеней, и спас его.
В госпитале Алексей узнал о русском летчике 1 мировой войны Прокофьеве-Северском, который потерял правую ногу, но, несмотря на это, вернулся в небо. И твердо решил вернуться в строй. Стал упорно тренироваться и даже научился танцевать на протезах.
История с танцами, так ярко описанная «Повести о настоящем человеке», началась, по признанию Маресьева, с конфуза. Он уговорил медсестру научить его танцевать. И сразу же наступил своей партнёрше на ногу. Ведь он никогда еще не танцевал на протезах... Алексей не хотел причинять девушке боль, и своим партнером по танцу сделал одного из соседей по палате, а медсестра стала выступать в качестве аккомпаниатора.
А.П. Маресьев:
«Когда после госпиталя в моей медицинской карте написали, что годен во все рода авиации, я чувствовал себя на вершине счастья».
В 1943 году Алексей Маресьев прошел переподготовку в лётной школе в Чувашии, после чего добился отправки на фронт и был зачислен в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Но командование полка опасалось отправлять в бой лётчика без ног. Поверил в Маресьева командир эскадрильи Александр Числов, лётчик-ас, он написал расписку командованию, взяв Алексея под свою ответственность.
Летая без ног, Алексей Маресьев сбил 7 самолетов, быстро открыв счет победам.
А. П. Маресьев:
«Мне сопутствовала удача. Я завалил Ме-109, причем прямо на глазах комсэка. Доверие после этого ко мне возросло. Словом, Александр Числов — мой крестный отец».
3 сентября 1943 года в Кремле были вручены Золотые Звезды и ордена Ленина Героям СССР Числову и Маресьеву. В полк поспешили корреспонденты, а среди них — будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.
Книгу Полевой написал быстро, но главный редактор газеты «Правда» Петр Поспелов на очерк наложил резолюцию: «Печатать после конца войны». Она вышла в свет только в 1947 году. В 1948 году по книге вышел фильм режиссера Александра Столпера. Но Маресьев отказался от приглашения играть самого себя, отважного летчика сыграл Павел Кадочников.
Где же встретил Победу летчик-герой?
На этот вопрос Алексей Маресьев в одном из последних интервью ответил довольно неожиданно: «На койке с крапивной лихорадкой». Оказалось, накануне лётчик позавтракал несвежей американской тушёнкой, в результате чего по всему телу пошла сыпь.
В последний раз Маресьев поднимался в небо в начале 1950-х на самолёте По-2 в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве. Он мечтал управлять Аэрокоброй, но не мог, так как конструкция этих машин предполагает ножной тормоз, а с протезами это был слишком большой риск.
Большинство из нас знают Маресьева как великого летчика, но он также имел кандидатскую степень по истории, состоял в общественных организациях.
Он никогда не поддавался недугам и удивлял окружающих своей жизнерадостностью. Жил он небогато, был очень скромен.
Известен случай: в 1980-е годы в Москву приезжала делегация испанских авиаторов, среди них был член королевской семьи. Он хотел подарить летчику виллу в Испании, но Маресьев замахал руками: «Зачем?! Я ведь дальше Кисловодска не бываю».
К своей послевоенной славе Маресьев относился скептически, повышенного внимания не любил:
«Воевали все! Сколько на свете таких людей, на которых Полевой не нашёлся!»
Маресьева не стало 18 мая 2001 года. В Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия героя, но буквально перед выходом из дома у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался в 16 часов 40 минут. Торжественный вечер состоялся, но начался он с минуты молчания. Неожиданное печальное известие потрясло собравшихся. Он ушел из жизни всего за два дня до своего восьмидесятипятилетия.