20 июня 1934 года родился Юрий Визбор

Визбор и синие пластинки из журнала «Кругозор»: жанр его творчества, о котором вы могли не знать

20 июня

Юрий Визбор ушел из жизни, когда ему было всего пятьдесят. Можно много говорить о том, сколько он мог еще сделать, если бы жизнь его продлилась чуть больше. Но сегодня предлагаем поговорить о том, что он успел сделать за свою такую короткую жизнь, а точнее – поговорим о таком интересном жанре как «песня-репортаж», создателем которого является Юрий Иосифович.

Что такое песня-репортаж?

Юрий Визбор

Юрий Визбор. Фото: vizbor.ru

Для середины прошлого века понятие авторской песни было довольно знаковым, это было новое синтетическое явление, в котором соединялись музыка, текст, исполнительское мастерство, но важным моментом было то, что авторская песня оперативно реагировала на общественно-политические события.

Текст в авторской песне всегда играл ведущую роль, а в сочетании с харизмой автора и исполнителя вполне мог считаться конкретной позицией конкретного человека, выраженной через музыку и стихотворение, то есть, через песню. Это был довольно открытый жанр, готовый к экспериментам, поэтому именно в русле авторской песни родились такие синтетические формы, как песня-репортаж, песня-очерк, песня-фельетон, песня-эссе, песня-памфлет и многие другие.

Песня-репортаж не случайно является порождением именно авторской песни, ядра шестидесятничества – поскольку барды того времени, а Визбор – особенно, обладали типичным журналистским сознанием, а в песне-репортаже были соблюдены все принципы журналистики: актуальность, легкая для восприятия ярмарочная форма, незамысловатый и информативный текст, который легко запоминать, цитировать и даже, при необходимости, заменять в тексте слова или целые фразы.

Учитель-радист

Юрий Визбор

Юрий Визбор. Фото: vizbor.ru

Путь Визбора к идее песни-репортажа начался, наверное, еще в 1955 году, когда по окончании МГПИ по специальности «Русский язык и литература» он был призван в армию, отслужил в воинской части на территории Кандалакшского горсовета Республики Карелия (сейчас Мурманская область) и к моменту демобилизации стал радистом первого класса, причем являлся чемпионом военного округа по радиосвязи. Так состоялось его знакомство с радио.

«А заниматься радиосвязью, оказывается, очень увлекательное дело. Радист никогда не бывает одинок. Даже ночью в нашей северной пустыне. Сидишь — холодно, костерок еле-еле горит, в лесу какие-то черти поскрипывают. А включишь рацию — перед тобой весь мир! От Филиппинских островов до Володи Красновского, работающего в десяти километрах от тебя» — так писал Визбор о своем увлечении радио.

Тогда же он активно писал стихи и песни на них, публиковал их в местных газетах.

Журнал с синими пластинками

И вот когда после армии он стал внештатным журналистом на Московском радио, постепенно пришел к идее создания звуковой газеты «Говорит Комсомолия». Эта звуковая газета и превратилась после в жанр песни-репортажа. Такие песни-репортажи публиковались в журнале «Кругозор», известном тем, что помимо текста в него помещались гибкие тонкие синие пластинки. Вот на этих пластинках выходили песни-репортажи. Кстати сказать, звуковой журнал «Кругозор» основал тоже Юрий Визбор со своими коллегами Евгением Велтистовым, Людмилой Петрушевской, Галиной Шерговой и поэтом Евгением Храмовым, а первым главным редактором журнала стал Борис Хессин, который после возглавил телевизионное объединение «Экран».

Разворот журнала «Кругозор» с гибкими грампластинками

Разворот журнала «Кругозор» с гибкими грампластинками. Фото: Andshel. Собственная работа, по лицензии CC BY-SA 4.0

Кстати, этот журнал просуществовал аж до 1992 года, и когда он был закрыт, Анатолий Азаров, исследователь творчества Визбора, буквально спас звуковой архив журнала от уничтожения – речь идет об оригинальных магнитных лентах на 38 скорости, с которых и записывали тираж тех самых синих пластинок. До 2016 года этот архив хранился дома у Азарова, а после его смерти был передан в Российский государственный архив фонодокументов. Благодаря усилиям волонтеров была проведена огромная работа по оцифровке тех самых синих гибких пластинок – эта работа заняла почти восемь лет. Результаты ее можно увидеть на сайте «Кругозор-Колобок», который основали первый звукорежиссер журнала «Кругозор» Никола Нейч и Анатолий Азаров.

Очень интересный это жанр – песня-репортаж. Для того, чтобы написать каждую из таких песен, Визбор преодолевал тысячи километров: по заданию редакции его посылали на всесоюзные стройки и крупные фестивали, он освещал самые разные события, ставшие потом историческими и вошедшие в учебники истории или канувшие в лету, но оставшиеся на пленке его походного магнитофона.

«Мой магнитофон как корабль. Его трюмы полны встречами. Я везу людей, я везу их судьбы, их жизнь. Над дверью студии зажигается табло: «Микрофон включён!» — и через мгновение они становятся всем известны, всеми понимаемы. Родные мои люди! Я вас помню, вы стали частью моей жизни. Мне очень хочется собрать вас всех у себя в квартире; будет, правда, тесновато, да не беда! Я бы хоть раз поглядел еще на вас: рыбаков и сеятелей, провидцев и поэтов, мудрых и честных людей, чьи слова остались на плёнке моего магнитофона...»

Сейчас, спустя почти век, именно благодаря таким песням можно не просто узнать что-то важное о событиях давно минувших дней, а узнать с точки зрения человека, видевшего все это своими глазами, увидеть все его глазами, прочитать по оттенкам его интонаций те чувства, которые охватывали его, буквально вдохнуть атмосферу того момента.

Лучшая

Исследователи творчества Визбора считают, что первая песня-репортаж вышла 28 февраля 1959 года – это был репортаж, посвящённый нефтяникам Каспия, — «Парни с Нефтяных Камней»: о невыносимо тяжёлых условиях, в которых приходилось работать нефтяникам. К сожалению, не сохранился звуковой вариант этой песни.

Сам Визбор одной из самых удачных своих песен-репортажей считал песню, которую посвятил Павлу Шкляруку. Вернее, у него есть даже две песни, посвящённые этому человеку. Павел Шклярук был курсантом летного училища, когда в возрасте девятнадцати лет совершил подвиг. Это случилось 6 июня 1966 года: Павел летел на реактивном самолете, и вдруг во время полета у машины отказал двигатель. В тот момент самолет находился над городом, и если бы курсант катапультировался, как должен был сделать по инструкции, то самолет рухнул бы на жилые кварталы. Павел повернул самолет и направил его в Волгу, только чудом сумев увести его от многопалубного теплохода, который как раз проходил в тот момент по реке. И когда у него еще оставались последние секунды, чтобы успеть катапультироваться, спастись, Павел увидел, что самолет несется на мост, по которому в этот момент проходит пассажирский поезд. Павел Шклярук отжал ручку от себя и врезался в воду, тем самым спасая жизни многих людей ценой своей собственной. Песня-репортаж о Павле Шкляруке вышла в сентябрьском выпуске журнала «Кругозор» за 1966 год.

 «Самой удачной работой я считаю песню, посвящённую Павлу Шкляруку. Сел сочинять песню, но выходило что-то не то — трескучее, банальное. И вдруг мне на помощь пришли лётчики. Они достали для меня плёнку с переговорами Павла Шклярука с землей, записанными в тот момент, когда он падал. И это послужило мощным толчком для создания песни, а сама плёнка стала её составной частью, составной частью этого песенного репортажа».

Юрия Визбора достаточно часто сейчас называют «первым советским видеоблогером», поскольку к концу семидесятых он увлекся телевидением и освоил жанр фильмов-репортажей – то, что сейчас назвали бы видеоблогами. Конечно, телерепортажи существовали и до Визбора, но именно ему удалось внести в строгий жанр особую душевность, человечность, благодаря которым зритель чувствовал, что за кадром, в кадре – живой, чувствующий, сопереживающий человек. И, кстати, для таких фильмов были написаны специальные песенные композиции.

Конечно, песни-репортажи – далеко не самый внушительный пласт его творчества, о них многие могут и не знать вовсе, но именно они придают таланту Визбора уникальный оттенок, делают его особенным, поэтому, безусловно, этот жанр его произведений заслуживает вашего внимания.

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru