2 марта 1823 года родился великий русский педагог Константин Ушинский
Ушинский: человек, придумавший школьные учебники
2 мартаПросто поразительно, насколько порой бывает иронична судьба, а уж история – тем более. Систему традиционного школьного образования, к которой сейчас призывают вернуться, трудно себе представить без имени Ушинского, писателя, педагога, основоположника научной педагогики в России. А ирония заключается в том, что Ушинский всю свою жизнь как раз выступал против всего устоявшегося, традиционного и консервативного.
Кем он был, знаменитый педагог, чьим именем названа добрая половина школ на всем постсоветском пространстве? И в чем именно заключаются его заслуги?
История Ушинского как педагога-исследователя началась в ту пору, когда он сам еще был учеником, вернее, студентом юридического факультета Московского университета. Преподавателем у Ушинского был Пётр Редкин, который много времени посвящал изучению теории педагогики и совмещал педагогическую деятельность с работой инспектора московских частных учебных заведений.
Сам Ушинский начал преподавать сразу же после окончания университета, но поначалу его педагогическая карьера не складывалась, и он был вынужден оставить преподавание на какое-то время. Но снова вернулся к педагогической деятельности, устроившись в Гатчинский сиротский приют. Порядки в этом заведении царили вопиющие, и Константин Дмитриевич начал с ними бороться и добился успехов.
Своей активной деятельностью Ушинский привлек внимание императрицы Марии Александровны, которая давно мечтала о том, чтобы провести реформы в знаменитом Смольном институте благородных девиц: время требовало, чтобы учебные заведения давали девушкам полноценное образование, а не штамповали жеманных кукол, знающих один французский. Императрица, конечно, обратила внимание на Ушинского не просто так: никогда бы не узнала она о существовании скромного педагога, если бы он не начал публиковать в «Журнале для воспитания» свои умные статьи, наполненные интересными и свежими идеями.
Ушинскому было всего 35 лет, когда его назначили инспектором классов Смольного института и поручили курировать содержание и методики обучения. Ушинский буквально произвел в Смольном переворот: сменили многих педагогов, запретили использовать зубрежку как единственный метод обучения, ввели в программу обучение естественным наукам и даже открыли дополнительный старший класс, в котором могли остаться на обучение девушки, если у них было желание получить профессию домашней учительницы. Естественно, что в институте это нравилось не многим, и уж меньше всего нравилось начальнице. Не нравился Ушинский поначалу и ученицам: они прозвали его «злецом» после того, как получили нагоняй за испорченную шляпу, облитую духами из шалости. Однако, постепенно институтки стали понимать, как много делает для них и их образования Константин Дмитриевич, и насколько важно то, что он делает, и полюбили его, даже стали боготворить.
Тем не менее, со стороны руководства института и некоторых преподавательниц вокруг Ушинского стали плестись интриги, и в итоге его выжили из Смольного.
Впрочем, это послужило толчком к новому этапу в жизни Константина Дмитриевича: он уехал за границу, посвятил там много времени изучению опыта школ Европы, а по возвращении Ушинский написал первые учебники, которые были рекомендованы к массовому использованию в образовательных учреждениях: это были учебники «Детский Мир. Хрестоматия» и «Родное слово».
В историю педагогики Константин Ушинский вошел как автор уникальных педагогических идей, ставших основой отечественной педагогики:
— именно Ушинский заявил о том, что следует ввести обязательное образование для всех абсолютно, и для мужчин, и для женщин, для представителей всех сословий;
— именно Ушинский сказал о том, что личный опыт учителя не должен быть единственной основой для педагогики, он слишком субъективен и может быть неполным или ошибочным – в основе педагогики должна лежать научная теория, изучение человека и систематизированный опыт многих педагогов. Именно благодаря работе Ушинского «Человек как предмет воспитания» педагогика обратила внимание на особенности возрастной психологии и физиологии ребенка;
— Ушинский говорил о необходимости сделать обучение сознательным, когда ученик не просто механически зазубривает правила, а изучает с точки зрения того, как и где в его жизни оно может пригодиться, зачем ему нужно изучать его и применять на практике;
— Ушинский говорил об особом расположении учебного материала таким образом, чтобы обучение проходило системно и последовательно, чередовалась теория с практикой;
— Ушинский говорил о том, что усвоение знаний – не главная задача педагогики, что гораздо важнее воспитать в ученике нравственность, подготовить его к жизни и труду, учитывая при этом особенности той языковой и культурной среды, в которой человек растет и развивается.
Все эти положения кажутся очевидными, настолько они привычны нам, само собой разумеющимися, так что странно даже представить себе, что до Ушинского ничего подобного в российском образовании не было.
Константин Дмитриевич был человеком очень умным, мудрым и постоянно стремящимся к саморазвитию. А еще он был очень остроумным человеком, и многие из его высказываний настолько универсальны, что их можно использовать применительно практически к любой области жизни.
Выбирайте себе случайную цитату Ушинского и получайте одну из его «золотых мыслей», жемчужин мудрости, которые наверняка вам пригодятся в жизни: чему-то научат, о чем-то заставят задуматься.