20 ноября 1937 года родилась сценарист и прозаик Виктория Токарева
Три фильма по произведениям Виктории Токаревой, которые обязательно нужно посмотреть
20 ноябряВиктория Токарева известна в нашей стране как прозаик и автор сценариев к таким любимым художественным фильмам, как «Джентльмены удачи» и «Мимино». Однако у писательницы и некогда штатного сценариста советского телевидения есть немало работ, которые также были экранизированы, но не получили такого широкого зрительского признания, как вышеперечисленные. Тем не менее, эти киноработы заслуживают внимания: фильмы получились довольно интересными, их, безусловно, стоит посмотреть.
Виктория Токарева. Кадр из фильма «Она написала себе роль», 2012
Урок литературы (1968 год)
Этот художественный фильм в жанре трагикомедии режиссер Алексей Коренев снял на киностудии «Мосфильм» по дебютному рассказу Виктории Токаревой «День без вранья», который она опубликовала по настоянию Владимира Войновича в издательстве «Молодая гвардия», еще будучи студенткой ВГИКа.
Кадр из фильма «Урок литературы», 1968 год
По сюжету фильма, молодой учитель, который не в восторге от своей работы, принимает однажды решение говорить только правду. В итоге это приводит к тому, что ему приходится расстаться со своей невестой, а в школе, где он работает, его честность встречает полное непонимание со стороны коллег. Поскольку сам рассказ Токаревой был достаточно коротким, в сценарий фильма добавили сюжетные линии: к примеру, эпизод Коли Собакина вырос до целой сюжетной ветви с участием его бабушки. Также появились новые герои: писательница Тюрина и журналистка по имени Лена, а также ряд других эпизодических персонажей.
Главную роль в этом фильме исполнил Евгений Стеблов, но также для участия в съемках были приглашены такие звезды, как Леонид Куравлев, Инна Макарова, Валентина Малявина, Евгений Леонов и другие, даже Андрей Миронов снялся в одной из эпизодических ролей.
Кстати, в доработке сценария принял участие сам Георгий Данелия, с которым Викторию Токареву связывал многолетний роман. Исполнитель главной роли Евгений Стеблов рассказывал, что фильм, в котором главная роль писалась персонально для него, начали разрабатывать еще до его демобилизации из рядов Советской Армии, так что для участия в фильме ему потребовалось специальное разрешение начальства.
Виктория Токарева и Георгий Данелия, 1977 год. Фото: labirint.ru
Интересно также и то, что первоначально фильм планировалось назвать точно так же, как и сам рассказ, легший в его основу — «День без вранья», однако, цензура такое название не пропустила, в отказе значилась такая формулировка: «Что значит „День без вранья“? А в остальное время что, Советская власть врёт?». Так что пришлось назвать фильм «Урок литературы» — об этом рассказывал в книге «Безбилетный пассажир» сам Данелия.
«Сто грамм» для храбрости (1976 год)
Один из рассказов Виктории Токаревой стал названием для трагикомедийного сатирического киноальманаха, который сняли Борис Бушмелев, Анатолий Маркелов и Георгий Щукин. Альманах состоит из трех новелл, направленных на антиалкогольную пропаганду, и он имел грандиозный успех у зрителей, как и рассказ Виктории Токаревой, легший в основу третьей части альманаха.
По сюжету новеллы, младший научный сотрудник Александр Никитин однажды набирается храбрости и звонит своей соседке из дома напротив, которая нравится ему уже давно, но он все не решался признаться ей в симпатии. Соседка приглашает его к себе, и Никитин рассказывает об этом своему коллеге, начальнику лаборатории Валерию Феликсовичу, у которого надеется одолжить галстук, чтобы надеть на свидание. Начальник лаборатории советует ему выпить для храбрости, угощает коньяком и дает не только свой галстук, но и светлый пиджак. Никитин, все еще пытаясь перебороть свою робость и стеснение, заходит в магазин, чтобы выпить еще рюмочку для храбрости, но там встречает местного алкоголика Федю. В итоге финал новеллы получается вовсе не таким счастливым, каким он был в оригинальном рассказе Токаревой, влюбленные не женятся, и все заканчивается весьма плачевно.
В главных ролях в этой части альманаха снялись Николай Гринько, Татьяна Васильева, Александр Белявский и Борислав Брондуков.
Этот альманах был тепло встречен не только зрителями, но и критикой, которая отмечала, что в Советском Союзе умели талантливо снимать даже пропагандистские агитки, особо выделяя именно короткометражку по рассказу Виктории Токаревой.
Ты есть… (1993 год)
Это еще один очень интересный фильм, который был снят по повести Виктории Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть». Эта мелодрама была встречена критикой не так тепло, как две предыдущие, но также заслуживает внимания.
По сюжету фильма, одинокая мать Анна, простая и привлекательная женщина с хорошим воспитанием, привыкшая к красивой жизни в достатке благодаря стараниям своего красивого и богатого возлюбленного, неожиданно для самой себя становится свекровью: ее сын Олег приводит домой девушку Ирину и объявляет матери, что они поженились. Ирина воспитывалась в детском доме, она ведет себя по отношению к свекрови вызывающе, и отношения между двумя женщинами не складываются. Молодой паре приходится уйти на съемную квартиру, но в их жизни вскоре случается трагедия: они попадают в тяжелую аварию, в результате которой Ирина оказывается полностью парализована. Олег привозит свою молодую жену домой к матери, находит целителя, готовит лекарство и полностью перепоручает заботу о своей жене Анне. Анне приходится выхаживать Ирину, в то время как у Олега на работе назревает новый роман. После выздоровления Ирина остается жить в квартире вместе с Анной.
Кадр из фильма «Ты есть», 1993 год.
Хотя критика и отмечала, что фильм использует все мелодрамные стереотипы и бытовые подробности «с претензией на психологичность», а режиссуру фильма назвала «вполне приемлемой, хотя и лишённой тонкости и изящества», в целом фильм получился очень душевным, а сама история – щемящей и заставляющей о многом задуматься.
В роли Анны в фильме снялась Анна Каменкова, ее сына Олега сыграл Вадим Любшин, а Ирину – Инга Ильм. Для съемок также были приглашены Татьяна Лютаева и Иван Краско.