29 декабря 1911 года в Москве появился маршрут легендарного трамвая «Аннушка»
Трамвай «Аннушка»: Булгаков тут не при чем!
29 декабряПервая мысль, которая приходит в голову, когда слышишь слова «трамвай «Аннушка»», это что речь идет о той самой Аннушке из «Мастера и Маргариты», которая «масло уже пролила». Если же вы не читали булгаковской нетленки, то стоит пояснить: в романе «Мастер и Маргарита» пролитое масло некой Аннушки сыграло роковую роль и привело к гибели одного из героев Берлиоза, который поскользнулся на пролитом масле и угодил под трамвай, в результате чего остался без головы.
Однако трамвай «Аннушка», оказывается, совсем не про то. Трамвай назвали ласково по букве «А», которой был обозначен кольцевой трамвайный маршрут в Москве, открытый в 1911 году и проходивший по Бульварному кольцу, которое также называют «кольцо А».
Этот маршрут помимо прочего интересен тем, что, как бы ни менялись его остановки и пути следования, маршрут всегда включал в себя Чистые пруды. Последние лет десять есть даже трактир на колесах под названием «Трамвай «Аннушка», он тоже колесит вокруг Чистых прудов.
Для туристов, желающих посмотреть в Москве всю самую главную красоту, лучшего маршрута было не придумать
Трамвай «Аннушка» уникален тем, что до сих пор существует, хотя в наше время на трамваях ездит всего 5% населения Москвы. Он был первым электрическим трамваем столицы, о нем писал Паустовский, об «Аннушке» пели песни, и для туристов, желающих посмотреть в Москве всю самую главную красоту, лучшего маршрута было не придумать:
«За открытыми окнами вагона линии „А“ шумели листвой бульвары. Вагон медленно кружился по Москве — мимо усталого Гоголя, спокойного Пушкина, мимо Трубного рынка, где никогда не умолкал птичий свист, мимо кремлёвских башен, златоглавой громады храма Христа Спасителя и горбатых мостов через обмелевшую Москву-реку...». (К. Паустовский «Повесть о жизни»)
Были и другие трамваи с такими же ласковыми названиями: маршрут «Б» или «Букашка», ходивший по Садовому кольцу, но ныне уже не существующий, «Верочка» или маршрут «В» — между Таганкой и Автозаводской. Но именно трамвай «Аннушка» стал неким неофициальным символом уютной и удобной Москвы, что поставило «Аннушку» в один ряд с мировыми трамвайными маршрутами, без которых невозможно представить городов, по которым эти маршруты курсируют.
Трамвай «Аннушка» уникален тем, что до сих пор существует, хотя в наше время на трамваях ездит всего 5% населения Москвы
К таким же трамваям-символам относятся:
- Трамвай-даблдекер в Гонконге, двухэтажные вагончики которого до сих пор ходят по улицам бывшей британской колонии и, кстати, пользуются огромным спросом не только у туристов, но и у местных жителей. Специально для туристов там организованы ретро-маршруты и ночные экскурсии на трамваях.
- Символом Амстердама тоже является трамвай: в столице Нидерландов первая электрическая трамвайная линия была запущена в 1906, и с тех пор трамваи Амстердама внешне изменились, стали современными и более удобными, но они все так же остаются самым удобным и доступным видом транспорта.
- В австрийском городе Линц есть район Пёстлингбергбан, в котором трамвайная линия признана самой крутой в мире: она создавалась как междугородная, поскольку в 1898 году, когда ее открыли, городок Пёстлингберг был отдельным населенным пунктом. Трамвайный маршрут очень живописный: район Пёстлингбергбан расположен на холме, откуда открывается потрясающий вид. Да и сам трамвай настолько красивый, что с ним фотографируются абсолютно все туристы: он стилизован под старину и очень гармонично вписывается в облик города.
- Трамвай в Иерусалиме тоже по-своему уникален: здесь трамвайная линия – одна из самых молодых в мире, ее открыли только в 2011 году, так что тем, кто считает, что трамвай – морально устаревший вид транспорта, стоит отправиться в Иерусалим. Иерусалимский трамвай – скоростной и пуленепробиваемый, он курсирует почти через весь город, протяженность его пути скоро достигнет 24 километров. И даже знаменитый подвесной мост «Арфа Давида», современный архитектурный и инженерный шедевр, был возведен специально для иерусалимского трамвая.
- «Одесский трамвай» — это даже не столько символ города Одессы, сколько символ одесского юмора, потому что нет в мире больше ни одного трамвая, про который было бы создано столько шуток и анекдотов. Про одесский трамвай шутили Ильф и Петров, Жванецкий и Бабель, поэтому абсолютно все туристы в Одессе обязательно стремятся покататься на одесском трамвае хотя бы разочек.
Как видите, трамвай способен стать таким же авторитетным транспортным символом города, как, к примеру, Лондонский метрополитен, знаменитые желтые такси Нью-Йорка или венецианские гондолы. А у вашего города есть транспортный символ?