4 апреля 1932 года родился кинорежиссер Андрей Тарковский
«Солярис», «Сталкер», «Андрей Рублёв»… А с каких фильмов начинал Андрей Тарковский?
4 апреляВ самых разных списках лучших кинофильмов в истории практически постоянно можно встретить работы Андрея Тарковского. Называют «Зеркало», «Сталкер», «Солярис», конечно же, фильм «Андрей Рублев». Но ведь Тарковский, режиссер, вошедший в историю кинематографа как необычное и значительное явление, снимал не только их.
Предлагаем вам познакомиться с дебютными киноработами Андрея Тарковского, которые заслуживают самого пристального внимания, поскольку в них талант режиссера получил своеобразное и очень интересное преломление. Не зря исследователи творчества выдающихся представителей мира искусства обращают особое внимание на их дебютные произведения. В таких работах, как правило, мастерство пока не настолько отшлифовано, но зато в них содержится мощный залп искренности, душевных переживаний и интересных мыслей, с которыми мастер приходит в мир творчества и которые пока еще не получили реального воплощения, визуализации.
«Убийцы» (1956)
Именно с этой точки зрения интересен короткометражный фильм Тарковского, который он снял в качестве своей первой курсовой работы. Это фильм «Убийцы» по мотивам рассказа Эрнеста Хемингуэя «The Killers». В работе над фильмом принимали участие также друг Тарковского Александр Гордон и греческая политэмигрантка Марика Бейку. Задание для студентов звучало так: «условия работы: съемка только в павильоне, небольшой состав действующих лиц, в основе — драматическое событие». Сценарий был написан Тарковским в соавторстве с Гордоном, причем оба понимали, что их руководитель, Михаил Ромм, любит зрелищные фильмы, а у них получится психологическая драма. К тому же, снимать фильм по Хемингуэю во времена, когда американские авторы были запрещены, было довольно смело.
Именно после этого фильма к Тарковскому стали присматриваться как к самому заметному студенту мастерской под руководством Михаила Ромма. О фильме много говорили на кафедре режиссуры ВГИКа, сам Ромм оценил работу очень высоко.
Интересный факт, связанный с этим фильмом: в какой-то момент соавторы чуть не поссорились из-за… Василия Шукшина. Гордон настаивал, что именно Шукшин должен сыграть боксера-шведа, а Тарковский был категорически против: «Вася, с его типично русской внешностью?! Пойми, боксер — швед, арийская раса, высокий, белобрысый…». И предложил на эту роль Владимира Куриленко, который был высоким, стройным, словом, великолепным. И Гордон даже сдался поначалу, Куриленко приступил к работе с энтузиазмом. Однако, когда в разгар съемок в павильон вошел Михаил Ромм с коллегами, на Куриленко вдруг нашел такой ступор, что он не смог толком произнести ни одну из своих реплик. Естественно, Ромм указал на неудачный выбор актера Тарковскому, и роль досталась Шукшину, который был тогда самым сильным актером курса.
«Каток и скрипка» (1960)
Этот фильм стал дипломной работой Андрея Тарковского, и он тоже заслуживает внимания поклонников творчества режиссера. Фильм рассказывает сентиментальную историю о мальчике, скрипке и асфальтовом катке, причем действие разворачивается в течение нескольких часов в одном месте – в одном из московских дворов. Герои сюжета – мальчик-скрипач, водитель асфальтоукладчика и девушка, которой этот водитель нравится. Фильм наполнен символами, изобилует метафорами и представляет, по мнению критиков, большую художественную ценность. Отмечалась свобода в работе с камерой, своеобразный подход к работе с цветом, особая, почти сказочная реалистичность. Сам Тарковский в теоретической части своей дипломной защиты сказал:
«Люди труда, практической деятельности испытывают острую необходимость в эстетическом осмыслении окружающего их мира и, однажды познав на себе воздействие искусства, находят в своей душе отклик на гармоничные сочетания звуков, сверкающих красок или на эмоции актерского темперамента. И искусство, если оно искренне и точно адресовано, становится понятным этим людям и необходимым».
Именно этой мыслью и пропитан фильм, причем режиссер за короткое время умудрился вместить в него глубокую пронзительную философию, переплетенную с поэзией дружбы, общения, совместного понимания искусства. Фильм «Каток и скрипка» получил первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке в 1961 году. Он одновременно и трогательный, и очень глубокий, и его однозначно стоит посмотреть.
«Иваново детство» (1962)
Безусловно, заслуживает внимание и первый полнометражный фильм Андрея Тарковского, который он снял по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван» с Николаем Бурляевым в главной роли.
Это история о мальчике на войне, который остался сиротой и стал разведчиком в тылу врага. Задачей режиссера было, по его собственным словам, показать всю противоестественность войны, и именно тема детства наиболее с этим контрастировала.
Владимир Богомолов написал свою повесть в 1957 году, и она получила широкую известность. Первый сценарий к фильму, написанный кинодраматургом Михаилом Папавой, имел оптимистичную концовку, в отличие от повести: у него Иван оставался жив и через много лет встретился с лейтенантом Гальцевым и познакомил его со своей беременной женой.
Однако концовку пришлось переписать. Примерно в это же время в газете «Комсомольская правда» была опубликована статья о маленьких разведчиках, которые в 1941 году помогали советским солдатам на Днепре. Редакция газеты пыталась отыскать ребят, выяснить, как сложились их жизни после войны, и оказалось, что никто из юных разведчиков не выжил. Тогда Владимир Богомолов подключился к работе над сценарием и настоял на том, чтобы концовку переписали и сделали такой, какой она была в повести.
Изначально планировалось, что фильм снимет режиссер «Мосфильма» Эдуард Абалов, но худсовет раскритиковал отснятый материал, и съемочный процесс был прекращен. И только через полгода работа над фильмом возобновилась, но уже режиссёром Тарковским. О том, как работал Тарковский, вспоминал исполнитель главной роли Николай Бурляев: «Он добивался полной правды, а не игры».
Но сам Тарковский, кстати, был не в восторге от этой своей работы. Он считал, что мальчик играет там плохо, а сама картина слишком «претенциозна — в том смысле, как если бы пианист играл, нажав правую педаль и не отпуская ноги: всё педалировано, всё акцентировано чересчур, всё чересчур выразительно». Тем не менее он очень ценил этот фильм как свою первую полностью самостоятельную работу.
Фильм «Иваново детство» принес Тарковскому мировую славу. Он стал одним из самых коммерчески успешных его фильмов, на сеансы было продано почти семнадцать миллионов билетов. Высоко оценили этот фильм Сергей Параджанов, Ингмар Бергман, Кшиштоф Кесьлевский, признавая, что он оказал значительное влияние на их творчество. На премьере фильма в Москве присутствовал Жан-Поль Сартр, а после высоко оценил фильм в газетах «Унита» и «Летр франсез».
Это всего лишь несколько дебютных фильмов Тарковского, о которых вы, может быть, не знали, но уже в них виден многогранный режиссерский талант мастера, пытавшегося выдвинуть на первый план личность человека, заставить людей посмотреть внутрь друг друга. Эти фильмы заслуживают внимания каждого зрителя. Обязательно посмотрите!
Проверьте себя, хорошо ли вы знаете фильмы Тарковского? Пройдите тест — он ВОТ ЗДЕСЬ.
Другие факты из жизни режиссера — вот тут, в биографии.