9 января 1924 года родился Сергей Параджанов

Сергей Параджанов: сказка о раздавленной любви

9 января 20 июля

К Сергею Параджанову можно относиться по-разному.

Сын известных в Тбилиси торговцев антиквариатом, талантливейший и уникальный режиссер советского кино, художник и сценарист, Параджанов известен как один из основателей особого направления в советском кино, получившего название «новая советская волна» и вобравшего в себя все самое лучшее из того, чего достигла советская киношкола к шестидесятым годам двадцатого века, и художественную мысль европейской школы киноискусства.

Но также Сергей Параджанов известен как самый скандальный заключенный СССР, осужденный и отбывший в местах заключения четыре года по обвинению в однополых отношениях. А еще известен как вольнодумец, выступавший открыто против культурной политики в Советском Союзе, против цензуры, критиковавший судебные расправы над интеллигенцией Украины.

Сергей Параджанов. Постановочная фотография «За решёткой», 1984 год

Сергей Параджанов. Постановочная фотография «За решёткой», 1984 г. Фото: Yuri Mechitov, по лицензии CC BY-SA 4.0

Но сегодня хочется рассказать о личной трагедии Сергея Параджанова, которую он пережил в юности и пронес в своем сердце через всю жизнь. Хочется рассказать о его разбитой юношеской любви – даже не разбитой, а растоптанной, расколотой, раздавленной, погибшей, и не под колесами политической машины, а под тяжестью людских предрассудков и искаженной морали.

Это произошло, когда будущий автор культовых фильмов «Тени забытых предков» и «Цвет граната» еще был студентом ВГИКа – задолго до его международной известности и всех судебных перипетий.  Тогда армянский юноша увидел в московском ЦУМе молоденькую девушку. Красивая татарочка по имени Нигяр работала в одном из отделов магазина. Ее семья была родом из Молдавии, и для нее большая Москва тоже была пока городом чужим. Нигяр Сераева была красива той сочной восточной красотой, в которой чувствуется порода и внутренняя сила, и это привлекло Параджанова настолько, что он возвращался в этот отдел ЦУМа снова и снова, чтобы просто полюбоваться на девушку. Он приходил каждый день, и однажды решился и заговорил с Нигяр.

Семья Нигяр была строгих религиозных традиций, очень консервативная, и девушка была воспитана соответствующе

Семья Нигяр была строгих религиозных традиций, очень консервативная, и девушка была воспитана соответствующе. Параджанов пригласил девушку на свидание, но она не согласилась. Скромная и молчаливая, она даже помыслить не могла о каком-то флирте или скоротечном студенческом романе. Тем более, что ее семья на тот момент уже получила калым за дочь от татарина-военного. Однако, Параджанов не сдавался: он снова и снова приходил в ЦУМ, разговаривал с ней, снова и снова предлагал встретиться, и девушка влюблялась все больше и больше в этого странноватого большеглазого юношу.

Нигяр

Нигяр Параджанова. Фото из личного архива Георгия Параджанова

О том, как был вдохновлен, влюблен, счастлив Сергей Параджанов, когда Нигяр, наконец, сдалась, рассказывал один из его товарищей Григорий Мелик-Аваков:

«В один прекрасный день Сережа сообщил нам, что женится.

— На ком?

— Пойдем покажу.

И повел меня в ЦУМ Показал издалека. Я посмотрел и обомлел…

Неземное создание! Такого лица я не видел…

— Я ее люблю, — говорит. — Я на ней женюсь!».

Это была очень трогательная любовь – та самая, когда влюбленным даже говорить ни о чем не нужно было, а просто смотреть друг на друга было достаточно.

Поженились в январе 1951 года. Друзья Параджанова рассказывали, что это была студенческая свадьба в подвале у комендантши общежития, которую всем студенческим курсом организовали. Мелик-Аваков вспоминает, что за всю свадебную вечеринку Нигяр ни слова не проронила. Стали жить в общежитии, и Нигяр написала письмо своим родным в Молдавию, в котором сообщила о свадьбе. Почему не написала раньше, не попросила родительского благословения? Наверное, понимала, что в таком случае ей не дадут и дня побыть счастливой женой.

Татарская родня была возмущена и оскорблена поступком девушки. Родители и братья срочно выехали в Москву, пришли в общежитие, устроили девушке скандал, а перед режиссером поставили условие – заплатить выкуп за девушку, назвав неподъемную для Параджанова сумму. Сергей попросил помочь своего отца, но отец был зол на него за то, что и профессию Параджанов выбрал против его воли, и для свадьбы родительского благословения не попросил, и в помощи сыну отказал.

Что произошло после? Конечно, Нигяр отказалась оставить мужа, хотя родственники давили на нее морально очень сильно. И тогда в один февральский вечер братья с отцом пришли в общежитие, когда Сергея не было дома, и передали Нигяр, что мать зовет ее, хочет сходить с ней в баню, поговорить. Конечно, девушка пошла вместе с ними. Их путь проходил через железнодорожные пути, и когда мимо проходил поезд, братья схватили девушку и толкнули ее на рельсы.

Григорий Мелик-Аваков рассказывал:

«Некоторое время Сережа не появлялся на занятиях. И вдруг пришел однажды и сказал: «Ее убили… Отец и братья… Связали и положили на рельсы…» Что было с Сережей — описать невозможно! И во сне она ему являлась в самых необычных обличиях…».

Кадр из фильма "Тени забытых предков"

Кадр из фильма «Тени забытых предков»

Трагедия тяжело ударила по психике Параджанова, его племянник Георгий рассказывал, что год после трагедии Сергей Параджанов провел в психиатрической клинике. А когда вышел, проводил дни на могиле Нигяр на татарском кладбище в Москве, обустраивал могилу, ухаживал. Георгий Параджанов вспоминал, что родственники Нигяр и после смерти девушки никак не могли успокоиться – постоянно приходили и рушили могилу.

Тема Нигяр была запретной и для него самого, и для окружающих, заставляла его невыносимо болезненно страдать даже спустя долгие годы

Ужасающая трагедия. Невозможно даже представить, что переживал в душе Сергей Параджанов, как он смог вообще жить после такого. Позже вся его боль, тоска, невысказанная любовь, разрушенная под давлением внешних обстоятельств, вылилась в щемящую историю фильма «Тени забытых предков» — историю о любви Марички и Ивана. И последним его фильмом был тоже фильм о любви: «Ашик-Кериб» - сказка, рассказанная влюбленным человеком, пусть в мечту, пусть в далекий образ, приходивший потом только в снах, но влюбленным до самого конца своей жизни. Хотя сам Параджанов никогда не рассказывал эту историю: тема Нигяр была запретной и для него самого, и для окружающих, заставляла его невыносимо болезненно страдать даже спустя долгие годы.

К Сергею Параджанову можно относиться по-разному. Но трагическая история его первой настоящей любви, наверное, никого не оставит равнодушным.

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru