2 марта 1947 года родился советский актер Юрий Богатырев
Путь длиной в 42 коротких года: самые запоминающиеся кинообразы Юрия Богатырева
2 мартаОн прожил непростительно мало – всего сорок два года. Настоящему таланту за этот короткий путь ни выплеснуться, ни развернуться в полную силу. И все-таки, даже погаснув так рано, звезда Юрия Богатырева оставила на небосклоне российского кино очень заметный след.
В его день рождения хочется вспомнить те кинообразы актера, которые запомнились, шокировали, впечатлили. Возможно, не все из них войдут в число самых ярких или значительных его ролей, но именно в этих ролях Юрий Богатырев был неподражаем, удивителен, оригинален и уникально талантлив.
«Дон Сезар де Базан» (1989)
Роль короля Карлоса II в фильме «Дон Сезар де Базан» стала последней ролью Юрия Богатырева. Он умер, так и не увидев свою работу на экране. Этот фильм Яна Фрида получился знаковым – им завершилась эпоха музыкального советского кино, которая расцветала в 70–80-х годах. Юрий Богатырев сыграл в этом фильме в компании таких ярких коллег, как Михаил Боярский и Анна Самохина, но его роль высокомерного короля получилась настолько впечатляющей и неожиданной, что смогла даже затмить центральных персонажей.
Персонаж Богатырева в этом фильме – сплошной гротеск, но, по воспоминаниям актеров, которые играли с Богатыревым на съемочной площадке, актеру давалась игра очень тяжело: он все время находился в подавленном состоянии, переживая свою очередную депрессию.
И все равно его король Карлос II получился роскошным в этом фильме, на него хочется смотреть и смотреть, и он удивительным образом вписывается в общую атмосферу фильма. Вот только горло сжимается от того, какая горькая тоска светится в глазах героя Богатырева, словно в глубине души у актера уже было предчувствие, что эта роль станет последней.
«Два капитана» (1976)
В знаменитом фильме «Два капитана» 1976 года, который по роману Вениамина Каверина снял Евгенией Карелов, Юрий Богатырев сыграл персонажа отрицательного. У этого фильма тоже печальная история: это был последний фильм замечательного режиссера.
Удивительный талант Богатырева раскрылся в этом шестисерийном фильме очень ярко: персонаж, которого играл актер, был настолько противоположным ему самому по характеру, что Юрий Георгиевич взялся за эту роль с удовольствием — ему было важно исследовать горизонты своего мастерства, ставить для себя задачи как можно более трудные. Сам актер был человеком застенчивым и очень порядочным, видеть его в роли негодяя странно и захватывающе. Судя по отзывам и эмоциям зрителей, персонаж Богатырева «Ромашка» даже больше главного героя впечатлил и запомнился зрителям.
«Родня» (1981)
Это был важный фильм для Юрия Богатырева: специально написанный сценарий для великой Нонны Мордюковой снимал сам Никита Михалков, и фильм просто не мог не получиться.
Никита Михалков шел на риск: большинство актеров – сама Нонна Мордюкова, Светлана Крючкова, Олег Меньшиков – были для него новыми. А вот с Юрием Богатыревым режиссер уже имел опыт работы. А потому дал Юрию Георгиевичу роль небольшую, но очень яркую и запоминающуюся. Богатырев сыграл Тасика, зятя главной героини, который возмущался и язвил, а потом танцевал с тещей.
Сцена с их знаменитым танцем и зверским выражением лица Богатырева вошла в коллекцию самых шедевральных сцен российского кинематографа, но этот успех стоил Нонне Мордюковой дорого: ей пришлось провести на больничной койке несколько дней после этого. Сейчас даже не верится, что знаменитый возглас «Танцевать, тёща, танцевать!» могли вырезать на худсовете, которому отношения между зятем и тещей показались чересчур горячими.
«Объяснение в любви» (1977)
Поначалу у режиссера фильма «Объяснение в любви» Ильи Авербаха было совершенно иное представление о персонаже Филиппке: ему казалось, что главный герой должен быть субтильным и невзрачным, но, когда он увидел пробы с Богатыревым, почувствовал, что фактурный Юрий Георгиевич настолько точно попал в образ, что другого Филиппка было трудно себе представить. Пожалуй, это была единственная роль за всю карьеру Юрия Богатырева, когда он играл самого себя. Его персонаж был, как и он сам, робким и неприспособленным к жизни. И любовь его была такой же робкой, но тонкой и преданной. К тому же, Филиппок был человеком творческим, как и сам Богатырев, поэтому актеру было проще понять его тонкую творческую натуру.
Обычно в связи с именем Юрия Богатырева принято упоминать и его роль Шилова в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», которая принесла ему настоящую известность, и его роль Штольца из фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», но мне почему-то гораздо больше запомнились именно эти роли актера: надрывные, очень точные, на грани самого его таланта, показывающие, как много еще оставалось невысказанным в таких добрых и печальных глазах актера.