20 августа 1937 года родился режиссёр и сценарист Андрей Кончаловский
Почему «Историю Аси Клячиной…» запретили показывать советскому народу?
20 августаАндрей Сергеевич (Андрон) Михалков-Кончаловский – человек удивительный, мастер многогранный и особенный для русского и советского кинематографа. И это не наше, местечковое мнение: доказательством тому служат многочисленные международные премии, говорящие о признании творчества режиссера за рубежом – например, две премии «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля.
Но среди картин Андрона Кончаловского есть одна особенная: это «История Аси Клячиной, которая любила одного, да не вышла замуж, потому что гордая была» (именно так звучит полное название картины). Этот фильм вышел на экраны только спустя двадцать лет после того, как был снят, но даже после двух десятилетий «лежания на полке», он был встречен с восторгом и отмечен и премией «Ника», и Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых.
Но в 1967 году, когда фильм был готов, показывать его советскому народу на широких экранах не позволили. Почему?
Это был, безусловно, не простой фильм. Хотя история, которая легла в основу сценария Юрия Клепикова, была знакомой каждому до дрожи: в селе Кадницы Горьковской области живет хромая повариха по имени Ася, которая влюблена в шофера Степана, ждет от него ребенка, но ее объект любви не отвечает девушке взаимностью. Однажды в село приезжает городской парень Чиркунов. Ему очень нравится Ася, он делает ей предложение, но Ася отказывается: очень уж она любит своего Степана.
Вот, собственно, и вся история. Наверное, такую слышал каждый из нас хоть раз в жизни от своих близких или знакомых. Эта реалистичность истории и подкупила Кончаловского. Он сам говорил:
«Мне очень хотелось запечатлеть на пленку неприхотливое течение жизни. В то время мы с Андреем Тарковским много думали о принципах изложения сюжета. Нельзя ли просто хроникально зафиксировать жизнь человека в каждый момент его жизни, ничего не отбирая, а потом смонтировать, отжав все неинтересное на монтажном столе? Думаю, что воздействие «Аси» на искушённого зрителя било наотмашь по простой причине. Простая жизнь пронзала своей болью, своей нищетой, своей замороженностью. Ибо нельзя было в той, Советской России быть несчастным. Не разрешалось. Все были счастливы. А кровь текла… А стоны не стихали…».
Режиссер сделал все, чтобы фильм получился таким, будто это и не фильм вовсе: будто это просто кусок реальной жизни запечатлен на кинопленку и показан зрителю. Жанр фильма был заявлен как «документальная мелодрама». Съемочная группа выехала в село Кадницы Горьковской области, и только несколько профессиональных актеров были приглашены для участия в фильме: Ия Саввина, исполнительница главной роли, Любовь Соколова да Александр Сурин. На остальные роли режиссер пригласил настоящих жителей деревни.
Кадров, запечатлевших реальную каждодневную жизнь сельчан, в фильме много — он, в принципе, состоит из них: из моментов их быта, из их историй, рассказанных ими самими. Снимали фильм несколькими камерами, синхронно записывали звук, и технически это было, конечно, новаторство. Никаких осветительных приборов не устанавливали, съемочных павильонов не строили, а операторы, снимая сцены, не придерживались жесткой разлиновки сцен: сам Кончаловский говорил, что просто сообщал операторам, что нужно снять, и они снимали это так, как им казалось наиболее интересным. Георгий Рерберг и Владимир Ошеров – операторы, находящиеся за камерами, никак не договаривались между собой, и уже после на монтажном столе режиссер отсекал все лишнее и оставлял те кадры, какие ему казались подходящими. Вместо декораций были обычные дома колхозников. Принципиальная достоверность – вот, что ставил режиссер во главу угла, снимая фильм.
В 1966 году Кончаловский писал:
«Приблизительности мы старались избежать во всем. В декорации полевого стана, которую создали художники Михаил Ромадин и Лев Наппельбаум, не было ни одной «загримированной» фактуры. Каждую доску и каждый лист жести брали из настоящих деревенских построек, многие годы простоявших под дождем и ветром и недавно пошедших на снос. И ни один из предметов, попавших в поле зрения объектива, не был изготовлен в бутафорских мастерских «Мосфильма» — все они, будь то точильный камень или умывальник, были принесены на съемочную площадку из соседних деревень».
Здесь же, в селе Кадницы, состоялась премьера фильма. Сама Ия Саввина вспоминала:
«Первый показ был там, в деревне. Они чуть не разнесли кинотеатр от восторга».
Но именно эта принципиальная достоверность и подвела фильм, и привела его «на полку». Документальную мелодраму «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» или «Асино счастье» высшее кинематографическое начальство посчитало слишком реалистичным.
Фильм к широкому показу не допустили.
Сам Андрон Кончаловский видит причину опалы вот как:
«Мою картину критика не уничтожила и общественное мнение не уничтожило. Ее запретила власть…. Когда я начинал «Асю Клячину», подумалось: «А что если снять сюрреалистическую сказку в хроникальной манере?» Что и получилось. Мое подсознательное желание зафиксировать в «Асе Клячиной» правду человеческого существования, как я теперь понимаю, было абсолютным вызовом обществу, давно привыкшему ко лжи. Правда вообще была исключена из обихода искусства, даже кинодокументалистики. Потому картину и восприняли как революцию….».
Кино, снимавшееся о деревне в те годы, сформировало канонический образ советской деревни, и реалистичные кадры «Аси Клячиной» никак в этот канон не укладывались.
Широкий экран фильм увидел в 1987 году – это уже была картина, прошедшая восстановление. И она имела огромный успех у зрителей. Настолько, что вдохновила режиссера на создание продолжения истории. В 1994 году был снят фильм «Курочка Ряба» — сиквел картины. Однако в этом фильме Ия Саввина играть отказалась, поскольку посчитала, что сценарий для русского народа оскорбителен. Роль Аси сыграла Инна Чурикова. Но, что интересно, в продолжении фильма снялись многие из тех «актеров из народа», которые играли и в первом фильме.
Безусловно, эта работа Андрона Кончаловского заслуживает вашего внимания. Особенно если у вас есть желание понять, как жили простые люди во второй половине двадцатого века, из чего состоял их быт, какие чувства они испытывали. Для нынешнего молодого поколения шестидесятые годы прошлого века – времена столь далекие, что трудно себе даже представить, какой тогда была жизнь. Кто-то довольствуется лубочными комедиями и мелодрамами, а кто-то осмеливается докопаться и до правды, которая часто неприглядна и неудобна, но ведь именно из нее складывается по крупицам история.