26 декабря 1949 года родился Михаил Боярский
Почему Боярский, а не…? Звездные роли, которых Михаил Боярский мог и не сыграть
26 декабряМихаил Сергеевич Боярский – актер яркий, харизматичный, создавший в отечественном кинематографе столько сочных персонажей, что на вопрос о том, с какой ролью он ассоциируется, зрители могут дать совершенно разные ответы, и все они будут правы.
Но творческая жизнь актера развивалась настолько непредсказуемо, что многие из своих звездных ролей он мог и не сыграть, поскольку изначально на них планировались совсем другие актеры. Но умница-Фортуна все решила по-своему.
«Мама» (1976)
Знали ли вы, что Волка, которого блестяще сыграл Боярский в советско-румынской музыкальной сказке «Мама», должен был исполнять Николай Караченцов? Он даже участвовал в пробах, да и сама Элизабета Бостан, режиссер фильма, планировала на роль именно Караченцова. Но в итоге отдала роль Боярскому, потому что на пробах актер сыграл, спел и станцевал совершенно виртуозно. И Боярский с радостью согласился.
«В фильме «Мама» для меня главным было не то, что мне придется играть волка, а слово «мама». Если в названии фильма именно это слово, то это уже повод в нем сниматься и делать это с любовью и благодарностью, если другие слова – вот тут надо думать. У волков тоже есть мамы, и они тоже добрые, хорошие и любят своих детей» — рассказывал Боярский.
Но результатом, впрочем, актер остался недоволен. Он считал, что все могло получиться гораздо лучше, будь у советской съемочной группы достаточно времени для дублей. Дело в том, что фильм, который потом называли «первым советским мюзиклом», вышел на трех языках – на английском, румынском и русском, и для каждого из этих языков переснималась каждая сцена – это можно заметить, если сравнить хронометраж сцен и их порядок в каждом из вариантов. Для английской версии каждую сцену снимали по 5-6 дублей, для румынской – по 3 дубля, а на русскую оставалось совсем мало съемочного времени, поэтому практически все снимали с одного дубля. Михаилу Боярскому работа над фильмом далась очень тяжело: он вспоминал, что особенно тяжело было заучивать и произносить в кадре румынский вариант – конечно, потом актеров переозвучили, но артикуляция должна была совпадать точно.
Кстати, в английском варианте фильм называется «Rock’n’Roll Wolf», и ни один из артистов там не поет и не говорит своим голосом.
У многих возникал вопрос: почему в фильме, который снят по сказке «Волк и семеро козлят», козлят всего пять? Мне в детстве тоже не давал покоя этот вопрос. Оказывается, сказку для румынских детей пересказал молдавский писатель и мемуарист, один из классиков литературы Ион Крянгэ. И в его варианте она называлась «Коза с тремя козлятами», поэтому очень трудно было убедить румын, что козлят должно быть семеро – режиссер Элизабета Бостан не могла понять, почему должно быть так. С Элизабетой Бостан трудно было спорить: прославленный режиссер детских фильмов, она считалась в кинематографе «знатоком детских душ», ее фильмы были популярны в Советском Союзе, к примеру, дилогия о Веронике. Кроме того, именно Элизабета Бостан привлекла к созданию песен для мюзикла румынского композитора Темистокле Попа, автора так полюбившихся нам песен.
По этому поводу возник даже спор между «Мосфильмом», румынской киностудией «Букурешть» и французской компанией «Ралюкс», которая монтировала английскую версию сказки. В итоге решили «ни нашим, ни вашим» — пусть козлят будет пять. Об этом компромиссе рассказывал автор сценария Юрий Энтин.
«Собака на сене» (1977)
Это еще один фильм, в котором Боярский мог или не сыграть, или сыграть совершенно другую роль. Дело в том, что на роль Теодоро планировали взять либо Олега Янковского, либо Олега Даля, либо Гирта Яковлева. А Боярский пробовался на роль маркиза Рикардо, жениха красавицы Дианы – эту роль потом сыграл как раз Николай Караченцов.
В этом фильме и с ролью Дианы не все сразу получилось: на нее пробовалась и Людмила Чурсина, и Ирина Мирошниченко, но в итоге мы увидели ее в исполнении Маргариты Тереховой. Из них с Боярским получилась очень интересная экранная пара: страсти там кипели нешуточные во многом еще и потому, что актеры выкладывались на полную. А в сцене, где Диана бьет Теодоро веером, кровь у него из носа потекла не бутафорская, а самая настоящая. Рассказывают, что режиссер Ян Фрид постоянно ссорился с Тереховой, однажды актриса даже посоветовала ему покинуть съемочную площадку и не лезть со своими советами. Режиссер постоянно провоцировал актрису, это помогало ему добиться от нее нужных эмоций. И в этот раз после очередной провокации актриса в ярости влетела в кадр и надавала Боярскому по щекам, в результате чего его растерянность в кадре, слезы и кровь были настоящими.
Впрочем, это одна из версий произошедшего. Некоторые говорили, что Боярский сам попросил Терехову ударить его посильнее, чтобы кровь пошла.
Кстати, поговаривают, что роль Теодора досталась Боярскому как раз потому, что Маргарита Терехова, обладавшая тогда определенным влиянием, очень за него просила. Боярский не очень хорошо прошел пробы, все никак не мог войти в роль, раскрепоститься, и, если бы Терехова не настаивала, его бы заменили на другого актера.
Есть еще один интересный факт об этом фильме: камзол, в котором снимается там Николай Караченцов, можно также увидеть на Вениамине Смехове в роли Атоса и на Олеге Видове в фильме «Благочестивая Марта».
«Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978)
Роль д'Артаньяна, ставшая для Михаила Боярского звездной, досталась актеру совершенно случайно. Да и в сам фильм он случайно попал. На тот момент роль гасконца примеряли на себя Юлий Соловей из театра Ленсовета, Анатолий Егоров из театра Сатиры, Андрей Садчиков из театра Маяковского, Виктор Ланберг из Русского театра в Таллине, Геннадий Скарга из училища им. Щепкина, даже Виссарион Какабадзе из Тбилиси. Самым крутым гасконцем, по мнению многих, получился Александр Абдулов, и у него роль была почти в кармане, для него даже пошили костюмы.
Но однажды Боярского встретил Илья Резник и спросил, снимается ли он в «Трех мушкетерах», а Боярский на тот момент даже не слышал о том, что это за проект. И Резник ему сказал:
"Ну ты даешь! У тебя же, Мишель, физиономия как из прошлого века и волосы длинные. Обязательно скажу Хилу".
И Илья Резник предложил кандидатуру режиссеру Юнгвальд-Хилькевичу. Тот скептически отнесся к его кандидатуре, но предложил пройти пробы на роль Рошфора. Однако, рассказывают, что мама запретила Боярскому сниматься в этой роли, мол, сколько можно играть всяких негодяев и проходимцев. И Боярский от проб отказался.
А 1 января 1978 на экраны вышел фильм «Собака на сене», и когда режиссер Юнгвальд-Хилькевич увидел Боярского в роли Теодоро, тут же решил предложить актеру роль в своем новом фильме. Правда, он предложил на выбор две роли: Атоса или Арамиса.
А дальше было еще интереснее: Боярский поехал на пробы, причем опаздывал безбожно, поэтому второпях его одели и загримировали, он влетел, запыхавшись, в павильон, и все замерли. Потому что это был самый настоящий д'Артаньян, собственной персоной. К тому же он еще и пел. И все было решено.
Вот так умница-Фортуна привела своего любимчика к одним из самых ярких и знаковых его ролей, но не прямой дорогой, а какими-то окольными путями, сквозь череду меняющихся обстоятельств. Говорят, самые драгоценные шансы, меняющие жизнь человека, приходят в жизнь только так – не благодаря, а вопреки.