5 декабря 1924 года в старинном русском селе Палех cозданы Палехские художественные мастерские

Палех. Иконы, сказочная жар-птица, былины, воплощенные на шкатулках, и не только

5 декабря

Сколько школ лаковой миниатюры в России? Оказывается, всего четыре: Мстера, Палех, Холуй и Федоскино. Из них Федоскино и Палех на слуху у многих. Про Федоскино поговорим в следующий раз, а вот про Палех расскажем сегодня.

Крестовоздвиженский собор в Палехе. Фото: личный архив автора статьи

Вообще, Палех – это название села в Ивановской области. Располагается оно между Нижним Новгородом и Шуей (если ехать на машине, по времени от Нижнего Новгорода да Палеха и от Палеха до Шуи приблизительно одинаково). Едешь-едешь по трассе – и вдруг перед глазами возникает указатель, на котором нарисована Жар-Птица, и тут же указатель местности, куда идет дорога: Палех. Сворачиваем, доезжаем до населенного пункта – и … попадаем в сказку.

Интересно, откуда пошло вообще такое название – Палех? А слово это имеет финно-угорские корни. В округе много похожих названий: Палех, Пурех, Ландех… В основе названия Палех лежит слово «лехá» – межа, которая разделяет пахотные угодья и лесополосу. И то верно: лесов в округе этого села немерено, и чтобы  отделить землю, на которой работали, от лесных чащоб, стали местные жители копать межи. На финно-угорском наречии эти межи назывались «лехáми», так в названии населенного пункта и осталось это слово. Осталось как дань истории.

Краеведы считают, что как в облике Палеха бок о бок идут древние и современные черты, так само это место учит видеть в обыкновенном необыкновенное, в повседневности прекрасное, а в сменяющихся в завидной скоростью днях – вечное.

Палех. Фото: личный архив автора статьи

В свое время мастера начинали с иконописи. То есть те красочные сюжеты, которые возникают, если мы слышим слово «Палех», возникли намного позже. А на заре зарождения палехской миниатюры это было своеобразное изображение Евангелия в красках. Ну, и с другой стороны – это народные традиции, постоянное обращение к природе, окружающему миру. Именно поэтому палехские изделия – они будто живые, каждое из них обладает своей душой.

Истоки палехской иконописи связаны с Владимирской землей. История обращает нас к  XIII веку, к времени татаро-монгольского нашествия, когда люди спасались от разбойных нападений, от плена, на эти глухие по тогдашним меркам территории пришли владимиро-суздальские мастера, которые и принесли с собой старинную традицию письма. Вот поэтому Крестовоздвиженский собор в Палехе был расписан местными, а не приглашенными со стороны художниками. Вообще тех, кто владел кистью, здесь очень любили и ценили. А если они вдобавок к своему таланту это были люди глубоко верующие, перед ними снимали шапку за несколько десятков метров.

Странно это или нет, но основные святыни Палеха находятся не в соборе, а в музее Палехской лаковой миниатюры. Конечно, иконы далеко не миниатюрные, однако для того, чтобы туристы, которых здесь год от года всё больше и больше, могли увидеть красоту палехской росписи воочию, очень многие иконы размещены не в соборе, а в музее. Это не считается грехом (достаточно вспомнить, как долго находилась знаменитая «Троица» Андрея  Рублева в Третьяковской галерее), поэтому многие, увидев иконы, крестятся, будто находятся в храме. Но вообще, Палех – это такое место, которое, кажется, проникнуто святостью в любом уголке, поэтому нахождение икон в музее не считается чем-то особенно удивительным.

Икона «Богоматерь на престоле». Фото: личный архив автора статьи

Икона Николая Чудотворца в житии и чудесах, икона «Акафист Христу Спасителю», «Богоматерь на престоле», изображения святых – всё это можно увидеть здесь, в Палехском музее.

Во всех иконах сразу заметен традиционный палехский колорит: волны, завитки, палаты, орнаменты одежды, пробелá* на них.  Прежде, чем мастер действительно становился иконописцем, он подолгу оттачивал свое мастерство, например, по нескольку раз писал один и тот же рукав в облачении того или иного святого, чтобы добиться желаемого изображения.

И всё же, есть ли какой-то секрет в создании икон именно палехскими мастерами? Считается, что есть. Все работы – и иконы, и шкатулки написаны так называемой «яичной темперой». Для этого берется часть куриного желтка, куда добавляется несколько капель уксусной кислоты, затем это всё смешивается с водой, и только потом уже в  то, что получилось, добавляется пигментный порошок. Ингредиенты вроде бы несложные, и раздобыть их легко, однако пропорции держатся в секрете. Что сюда ещё можно добавить? Разве только то, что создание образа палехскими мастерами отражало не только их религиозность (она, несомненно, была в каждом, кто создавал шедевры иконописи), но также и переосмысливалась в особом, сказочно-фантастическом выражении чувств. Наверное, поэтому именно палехские иконы такие «нарядные».

Революция 1917 года отразилась на настроениях художников. Иконы писать запрещали, за иконописцами устраивали слежку, сажали в тюрьмы. Однако талант, который был у мастеров в крови, рвался наружу. Так родились палехские шкатулки. Родоначальником палехской лаковой миниатюры является Иван Иванович Голиков. Увидев в какой-то затрапезной московской лавочке федоскинскую коробочку, он загорелся идеей, создать нечто подобное. Вернувшись домой, в Палех, он долго думал, как можно сделать подобные шкатулки. Прошли месяцы экспериментов, проб, смешения красок – и вот  первые работы были показаны иконописцам. Уставшие сидеть без дела, многие заинтересовались новым промыслом, и вот так возникла первая артель палехских мастеров.

Одним из выдающихся художников, который создал множество работ, является Александр Васильевич Котухин. Самым объемным его трудом можно считать ларец, который он расписал, побывав в 1934 году в Москве на опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Наверное, именно потому персонажи, которых мы видим на этом ларце, напоминают не сказочных героев, а артистов театра.

Удивительно, но многим шкатулкам из Палеха 80, 85, 90 лет. И, тем не менее, они сохранились, причем сохранились очень неплохо.

Буторин Д.Н. «У Лукоморья». Фото: личный архив автора статьи

Конечно, самыми традиционными сюжетами палехской росписи являются сказки, былины, народные песни – иными словами, всё бралось художниками из жизни, из того, что их окружало.

Интересно, что встречаются среди палехских сюжетов и те, которые посвящены революции. Лозунги «Даешь страну советов!», изображения Ленина, Свердлова, демонстрации с флагами и транспарантами тоже имеются на шкатулках Палеха. Работники музея, которые на своем веку повидали многое, рассказывали, что некоторые люди едут смотреть именно на эти, «революционные», шкатулки, пронизанные советским духом. А, впрочем, почему бы нет? Ведь в искусстве Палеха отражена история, и неплохо, когда люди стремятся знать все страницы этой истории, не перелистывая их.

Что же… Хотелось бы пожелать палехским мастерам как можно больше идей, которые они потом смогли бы воплотить в своих работах. Чтобы ширился и рос музей, чтобы новые и новые мастера появлялись на этой сказочной земле. И чтобы приезжая сюда, мы каждый раз могли бы видеть что-то необычное и открывать для себя новые и новые грани искусства, которое называется Палехской лаковой миниатюрой.


*Пробелá – высветление одежд, зданий, горок на иконах. Выполняются краской или золотом. Наносятся в несколько слоев, при этом каждый последующий слой должен быть меньше предыдущего по площади.

Магдалина Гросс
Магдалина ГроссСпециально для Журнала Calend.ru