6 июня 1903 года родился Арам Хачатурян
Никогда не поздно начинать путь к собственной славе. Интересные факты из жизни Арама Хачатуряна
6 июня«Танец с саблями» — первое произведение, которое приходит на ум, когда слышишь имя Арама Хачатуряна. Однако этот финальный фрагмент балета «Гаянэ», который был написан в тяжелые военные годы, — далеко не единственное и не самое значимое лично для автора произведение.
Поздний старт
Всерьез заниматься музыкой Арам Хачатурян начал только в 19 лет, что лишний раз доказывает, что никогда не поздно начинать путь к собственному успеху и славе. Любил музыку он с детства, играл в школьной капелле на фортепиано, трубе и горне, но родители его занятия музыкой особо не поощряли, особенно отец. Арам Ильич вырос в многодетной семье: его отец женился на девушке из своего села, с которой был с детства помолвлен. Кумаш Саркисовна была младше мужа на 10 лет. Она была домохозяйкой, родила пятерых детей, правда, дочь Ашхен умерла еще в детстве. А еще мама Арама Ильича очень любила петь народные армянские песни, и маленький Арам подыгрывал ей на предметах, которые были под рукой – на медных тазах и кастрюлях.
Сам Хачатурян неоднократно вспоминал, что его детство прошло в «атмосфере богатейшего народного музыкального быта», народных праздников, обрядов, красочных звучаний армянских, азербайджанских и грузинских напевов в исполнении народных певцов и инструменталистов. И уже будучи в Москве, поступив на биологический факультет, он снова вернулся к музыке: начал посещать музыкальное училище Гнесиных, познакомился с Михаилом Фабиановичем Гнесиным, и это знакомство стало для него судьбоносным. Очень тяжело ему давалось изучение нотной грамоты. Но уже первое его сочинение стало успешным: это был «Танец для скрипки и фортепиано».
Любовь к театру
Арам Хачатурян очень любил театр. Он даже говорил, что если бы не стал композитором, то наверняка стал бы актером. Он влился в театральную среду благодаря своему брату Сурену, который основал театральную студию при Доме культуры Советской Армении в Москве. Когда старший брат приехал домой в Тифлис, закончив к тому времени исторический факультет в МГУ и устроившись работать в МХТ, он рассказал о своем знакомстве со Станиславским и Немировичем-Данченко, с Вахтанговым и Михаилом Чеховым, а еще рассказал о своей мечте создать национальный армянский театр. Своими идеями он заразил братьев Левона и Арама, собрал в Тифлисе талантливую молодежь, и вся эта большая творческая команда отправилась вслед за Суреном в Москву. В Москве Арам Хачатурян погрузился в культурную жизнь, начал посещать театры, оперу, балет.
Вальс для Лермонтова
Одним из важнейших произведений своей жизни сам Хачатурян считал оркестровую сюиту «Маскарад» по Лермонтову. Когда в 1941 году Московский театр имени Вахтангова начал постановку драмы «Маскарад» к столетию со дня смерти Лермонтова, главный режиссер Рубен Симонов решил заменить тот музыкальный материал, который ранее использовался в спектакле. С творчеством Хачатуряна он был хорошо знаком, и именно Араму Ильичу предложил создать музыку для спектакля. Хачатурян взялся за работу с удовольствием: гениальная драма Лермонтова была в числе его любимых произведений. Он видел и спектакль вахтанговского театра, который шел в 1938 году, и его всегда удивлял тот факт, что Александр Глазунов, написавший музыку к спектаклю в постановке Мейерхольда, не написал сам вальс, который так взволновал главную героиню, и что в спектакле использовали «Вальс-фантазию» Глинки. В ходе работы Арам Ильич понял, почему, возможно, Глазунов не написал вальс. Самому Хачатуряну вальс тоже категорически не давался. Все, что приходило на ум, казалось недостаточно хорошим, недостойным… Пока однажды, позируя художнице для собственного портрета, ему на ум не пришла мелодия. И именно она и стала тем самым вальсом, который каждый из нас узнает буквально по первым нотам, но далеко не каждый знает, что это вальс из балета «Маскарад» и что написал его именно Арам Хачатурян.
РКН:источник видео нарушает законодательство РФ
«Я никогда не перестану удивляться чуду, которое являет собой драма „Маскарад“, написанная Лермонтовым, когда ему был 21 год» — писал Хачатурян.
Он все время вспоминал строчки, которые произносит героиня драмы Лермонтова Нина по возвращении с рокового бала:
«Как новый вальс хорош! в каком-то упоеньи
Кружилася быстрей — и чудное стремленье
Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,
И сердце сжалося: не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость…»
«Я буквально потерял покой, едва ли не бредил вальсом» — вспоминал Хачатурян. У него получилось создать шедевр, который, кажется, будто бы сошел со страниц Лермонтова, будто именно о нем и писал Михаил Юрьевич, будто бы он и звучал на том самом балу. Кстати сказать, этот вальс Арам Ильич посвятил актрисе, которая сыграла в спектакле роль Нины Арбениной — Алле Казанской.
«Тот, кто написал „Танец с саблями“»
Произведение, которое прославило Хачатуряна на весь мир, а именно – балет «Гаянэ», частью которого является знаменитый «Танец с саблями», было написано Арамом Ильичом в годы Великой Отечественной войны. После того, как его первый балет «Счастье» был встречен публикой с большим восторгом, дирекция Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова сделала Хачатуряну новый заказ. Работать над созданием балета Хачатурян продолжил в Перми, куда был эвакуирован. Сам Хачатурян так вспоминал о времени работы над «Гаянэ»:
Жил я в Перми на 5-м этаже в гостинице «Центральная». Когда я вспоминаю это время, я снова и снова думаю, как трудно тогда приходилось людям. Фронту требовались оружие, хлеб, махорка… А в искусстве — пище духовной, нуждались все — и фронт, и тыл. И мы — артисты и музыканты это понимали и отдавали все свои силы. Около 700 страниц партитуры «Гаянэ» я написал за полгода в холодной гостиничной комнатушке, где стояли пианино, табуретка, стол и кровать. Мне тем более это дорого, что «Гаянэ» — единственный балет на советскую тему, который не сходил со сцены четверть века….
Впервые именно в Перми 9 декабря 1942 прозвучал тот самый «Танец с саблями», любимый номер Иосифа Сталина, который до сих пор остается одним из самых известных и востребованных произведений классической музыки. Хотя Арам Ильич был не очень доволен тем, что в итоге превратился в композитора, о котором говорят: «Тот самый, что написал „Танец с саблями“».
«Формализм» и «маразм буржуазной культуры»
За создание балета «Гаянэ» Хачатурян получил Сталинскую премию первой степени, одну из самых высоких наград того времени в сфере культуры. А уже в 1948 году вышло постановление Политбюро, назвавшее его творчество «формализмом». Это было постановление 10 февраля 1948 года об опере Вано Мурадели «Великая дружба», и в нем, в частности, было сказано о произведениях других композиторов – Мясковского, Прокофьева, Шостаковича, Шебалина, Попова и Хачатуряна, что в них «особенно наглядно представлены формалистические извращения, антидемократические тенденции в музыке, чуждые советскому народу и его художественным вкусам». Также было сказано, что их музыка «сильно отдает духом современной модернистской буржуазной музыки Европы и Америки, отображающей маразм буржуазной культуры, полное отрицание музыкального искусства, его тупик…».
У Хачатуряна опустились руки, он не мог работать, был разочарован и растоптан как композитор. Но в 1950 году он получил Сталинскую премию первой степени за ораторию «Песнь о лесах» и музыку к фильму режиссёра Михаила Чиаурели «Падение Берлина», еще через два года — Сталинскую премию второй степени — за сюиту для хора «Десять поэм» на стихи революционных поэтов.
В результате в 1958 году вышло новое постановление, в котором назвали «бездоказательными» заявления того самого первого постановления. Было сказано, что «талантливые композиторы тт. Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, В. Шебалин, Г. Попов, Н. Мясковский и др., в отдельных произведениях которых проявлялись неверные тенденции, были огульно названы представителями антинародного формалистического направления». Тем самым оскорбительное постановление 1948 года было отменено. Но осадок, безусловно, остался.
Гимн Армении
Источник видео: РКН: сайт нарушает законодательство РФ
Арам Хачатурян является автором музыки к Гимну Армении, который был утвержден в 1944 году и существовал в качестве официального гимна Армянской ССР до 1991 года. По воспоминаниям современников, Арам Юрьевич писал это гимн в Ереване, в кабинете своей квартиры. Окна были открыты, и когда композитор начал напевать мелодию, он обнаружил, что в окнах соседних домов загорается свет и люди начинают подхватывать пение.
Знаменитый учитель знаменитых учеников
Арам Ильич Хачатурян в начале пятидесятых набрал свой первый курс композиции и начал преподавать в Московской консерватории и в Гнесинском институте. Среди его учеников были люди, ставшие впоследствии талантливыми советскими композиторами: Ростислав Бойко, Алексей Рыбников, Микаэл Таривердиев, Марк Минков, Владимир Дашкевич. Он активно поддерживал творческое развитие Арно Бабаджаняна, Александра Арутюняна и Эдварда Мирзояна.