21 июня 1910 года родился Александр Твардовский
Не крестьянин, не дворянин – однодворец: к какому сословию принадлежал Александр Твардовский
21 июняИзвестно, что поэт и писатель Александр Твардовский происходил из семьи однодворцев. И если мать его Мария Митрофановна Плескачевская действительно была родом из этого сословия, то отец, а точнее, дед Гордей Твардовский был в прошлом военным, и после службы в Польше вернулся домой, и его в шутку стали называть «пан Твардовский». Это прозвище очень льстило отцу Твардовского Трифону Гордеевичу, поэтому он тоже предпочитал называть себя однодворцем, а не крестьянином.
Кем же были однодворцы и почему иметь принадлежность к ним было лестно?
Сословие «однодворцы» сформировалось в Российской империи, когда юго-восточные границы государства стали расширяться. Однодворцами называли военизированных землевладельцев, которые селились на окраинах империи, возделывали земли и одновременно охраняли границы государства.
Как понятно из названия, у однодворцев было землевладение и право владеть крестьянами. Впервые в документах этот термин появился в указе 1719 года о всеобщей переписи. Преимущественно это были выходцы из южнорусских и западнорусских земель, а после того, как к Российской империи присоединились некоторые территории Речи Посполитой, те шляхтичи, у которых не было документального подтверждения их дворянского статуса, тоже были причислены к сословию однодворцев. Правда, Петр I сначала в ходе своей военной реформы массово заселял однодворцами Кавказскую линию обороны (Кубань-Терек), а также Украинскую линию обороны (Харьков — Днепропетровск – Полтава), а после постепенно делал попытки упрощать и вовсе упразднять сословие однодворцев, сливая их с крестьянами. Но однодворцы сохранили свои обычаи и порядки до самого начала двадцатого века, держались особняком и не смешивались с другими сословиями, хотя официально сословие однодворцев было упразднено законом «О поземельном устройстве государственных крестьян» от 24 ноября 1866 года. В годы Советской власти большинство однодворцев назывались зажиточными крестьянами или «кулаками».
Однодворцы – потомки военных, которым не досталось дворянства
Военные, которые охраняли границы империи на южных и западных границах, но не смогли добиться прав на дворянство, стали однодворцами, но помимо них однодворцами стали дети бояр приграничных городов, обедневших дворян, рязанских и донских казаков, шляхты и татарской аристократии. Надобность в охране границ таким способом отпала, когда Петр I ввел обязанность службы для всех дворян, да и границы государства отодвинулись, а сословие осталось.
Правовой статус однодворцев был не особо привлекательным: прав и привилегий дворян они не имели, налоги платили и несли повинности, включая рекрутскую. Имели право владеть землей и крепостными, освобождались от телесных наказаний. Имели фамилии и с 18 века упоминались в документах с именем и фамилией. Женились однодворцы преимущественно на девушках того же сословия. В 19 веке, когда после известных событий правительство поменяло свое отношение к дворянам, однодворцы начали рассматриваться не как «бывшие дворяне», а как государственные крестьяне. Но потомки однодворцев всегда с гордостью говорили о своей сословной принадлежности как особом, исторически сложившемся этнотипе.
Особенности однодворцев как сословия:
- платили подворовой налог, а при Петре I – подушную подать как крестьяне;
- были обязаны в течение пятнадцати лет нести пограничную службу;
- получали от правительства за службу небольшой земельный участков в несколько десятков гектар и одну семью или двор крепостных крестьян для обработки земли, могли продавать эту землю друг другу, передавать по наследству старшему сыну;
- однодворцы жили со своими крепостными крестьянами чаще всего одним двором, как семья, хотя Н. А. Тучков в «Вестнике Европы» писал о том, что
«Однодворцы живут несравненно чище, богаче — они имеют своих крестьян и поступают с ними варварски. Правда они не бьют их, но заставляют работать очень много, что хуже всего делят их безчеловечно — одному достаётся дед, другому сын, третьему внук. Продают и покупают их поодиночке».
Упоминалось также В. И. Семеновским в 25 томе «Русской старины» за 1879 год, что больше всего требовали не смешивать их с крестьянами именно однодворцы из шляхтичей. Часто упоминалось о том, что однодворцы обладали сложными и неуживчивым характером, но относились к своей земле очень трепетно.
Однодворцев в художественной и документальной литературе можно встретить под именами «галманы», «ионки», «коннозаводские крестьяне», «щекуны», «новосильские казаки», «талагаи», «панки».
Интересно, что однодворцы жили общинами, у них практиковалась «круговая порука», когда взнос государственного долга платился в целом с общины. Выбирали главных общины по черге или по очереди – выборные десятники назначались на три года, также по очереди давали людей, назначали ночных сторожей и прочее.
Браки приветствовались тоже внутрисословные, да и язык, на котором говорили внутри общины однодворцев, отличался от того, на котором говорили крестьяне в данной местности. Однодворцы отличались в одежде, и об этом упоминал Иван Бунин, который как раз родился и вырос среди однодворцев, хотя сам происходил из мелкопоместного дворянства.
Поскольку при Петре I образования для однодворцев предусмотрено не было, чаще всего детей учили дома по тем книгам, которые издавали церковные типографии.
Домовитые мужчины и красивые женщины
В быту мужчины-однодворцы были домовитыми и аккуратными, у них дворы были обязательно обнесены высоким забором из камня или плетнем. Одежда у них была всегда чистой, немного франтоватой. Интересно, что в одежде женщины этого сословия предпочитали юбки-андараки из клетчатой шерстяной материи преимущественно красных оттенков, поскольку красный цвет считали символом плодородия, могущества и долголетия. В свадебном наряде, к примеру, преобладал красный цвет.
Вообще, юрист и общественник Я. Л. Тейтель писал о семейных парах этого сословия в 1870 году, что
«мужчины большею частию теряли свой дворянский облик, среди женщин же попадались лица, свидетельствовавшие о расе и дворянском происхождении».
Вообще, представительницы этого сословия отличались какой-то особой сдержанной и статной красотой, и такой была мать Твардовского. Еще литературный критик В. П. Боткин писал И. С. Тургеневу:
«Не могу не сказать о женщинах, или точнее — одеждах их. Говорят, что однодворческие женщины давно одеваются так, а именно: рубашки с высоким воротом, вроде мужской, с широкими, к концу суживающимися рукавами; юбка красная и широкая, обшитая чёрной или синей каймой, плотно охватывает стан. Грациознее и провакантнее этой одежды трудно выдумать, особенно на молодых девушках».
Отличительной особенностью женщин-однодворок было то, что готовили они очень хорошо, и даже из скудного ассортимента продуктов могли приготовить разнообразный стол. Есть особенные старинные русские блюда, которые можно было попробовать только в семьях однодворцев:
- густой молочный суп саламата, который готовят, заправляя мукой кипящее молоко с добавлением в него каймака,
- гречневый или просяной суп с салом или маслом,
- холодец, заправленный домашним квасом как окрошка.
Интересно, что гусей и индеек начали разводить у себя во дворах сначала именно однодворцы.
Твардовский — потомок однодворцев
Твардовский вспоминал о том, что его отец очень гордился тем, что семья происходила от сословия однодворцев хотя бы наполовину: это означало, что их предками вполне могли быть дворяне, ведь еще в 1865 год Н. А. Ридингер писал:
«Писцовые книги, купчие крепости и фамилии ясно показывают, что однодворцы были дворяне и владели землёю, но, обедневшие и не служившие, во времена Петра I потеряли права дворянства…».
А еще он очень трепетно относился к той земле, которой владела семья. Твардовский вспоминал, что той земли и было-то десять с небольшим десятин, да и та – «вся в мелких болотцах и вся заросшая лозняком, ельником, березкой, была во всех смыслах незавидна».
Но отец его Трифон Гордеевич, который был единственным сыном безземельного солдата, который много работал кузнецом для того, чтоб сколотить хоть какой-то капитал, относился к своей земле как к святыне.
«Нам, детям, он с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, скупой, но нашей земле — нашему «имению», как в шутку и не в шутку называл он свой хутор» — писал Твардовский.
А еще Александр Трифонович вспоминал, что отец его ходил в шляпе, что для данной местности было странностью, граничащей с вызовом, а детям своим не позволял носить лапти, даже если из-за этого детям приходилось до глубокой осени ходить босиком.
Вспоминая о своей матери, происходившей из сословия однодворцев, Твардовский отмечал, что в их семейном быту было многое «не как у людей» — по вечерам в доме читали вслух, готовили еду, какую не готовили в соседских домах, да и мать его была женщиной степенной, строгой красавицей.
Вот таким интересным сословием были однодворцы. Революция сравняла всех – не стало ни дворян, ни крестьян, остались одни только советские граждане, и только в укладе семей, в элементах быта, да в старинных фотоальбомах нет-нет, да и промелькнет что-то, присущее определенному сословию. Даже если никаких сословий уже и не существует.