3 мая 1314 года принято считать днём рождения Сергия Радонежского
Наставничество от древности до современной России: менторство, старчество и Сергий Радонежский
3 мая2023 год объявлен в России «Годом педагога и наставника». В качестве одной из ключевых задач президент страны назвал создание и развитие института наставничества в образовании, а позже – и в остальных сферах жизни государства. В Минпросвещении развернута масштабная работа по подготовке федерального закона о наставничестве, который для развития института наставничества станет нормативной правовой основой.
Многие недоумевают, что это за новшество такое, но оказывается, что это новшество – то самое хорошо забытое старое, а институт наставничества существовал на Руси, да и не только, испокон веку, а наибольшее развитие на духовном и религиозном уровне получил при Сергии Радонежском, который по праву считается основоположником русского старчества.
Сергий Радонежский и русское старчество: институт духовных наставников
Старчество в православной религии представляло собой монашеский институт, в основе которого лежало духовное руководство старца, который являлся монахом-наставником. Глубокое уважение и беспрекословное послушание со стороны молодого поколения в славянской традиции существовало и до этого, но именно с развитием русского старчества оно стало системообразующим в духовном образовании и воспитании.
Старчество – не славянское явление, это течение заимствовано нами у египтян, где еще в четвертом веке среди христианских монахов Египта возникло направление, в котором сочеталась ортодоксальная христианская теория с особой аскетической практикой познания Бога через любовь. Некоторые представители данного направления, старцы, достигали потрясающих результатов аскезы и умерщвления плоти. Приоритетом направления была непрестанная молитва.
Данное движение получило широкое распространение на Афоне, где с десятого века начали появляться сначала монастыри, а затем – объединения монастырей христиан. Постепенно Афон стал центром старчества.
Старчество пришло и на землю Руси с появлением христианства. Наиболее известными были в пятнадцатом веке заволжские старцы, которые проживали в Заволжье в скитах и пустынях. Сергий Радонежский был основоположником и одним из наиболее ярких представителей православного старчества на Руси. Наиболее важный вклад в дело развития старчества в России внес Паисий Величковский, а также его ученики и последователи. Паисий сделал перевод сборника духовных произведений православных авторов четвертого-пятнадцатого веков «Добротолюбие», который был составлен митрополитом Коринфским Макарием и Никодимом Святогорцем и издан в Венеции в 1782 году. После выхода перевода направление старчества получило на Руси новый толчок развития, как и течение православного мессианизма. Наиболее яркими представителями старчества в миру были московский протоиерей начала двадцатого века, настоятель храма святителя Николая в Клённиках Алексий Мечев, его сын Сергий Мечев, представительницей женского старчества была Матрона Московская.
Старец, священник-монах осуществлял духовное наставничество над другими монахами, с которым проживал в одном монастыре. Реже отмечались случаи, когда наставничество осуществлялось старцем не только над монахами, но и над теми мирянами, которые приходили к старцу в монастырь периодически.
Форма осуществления такого наставничества могла быть разной: беседы, советы, групповые обсуждения, лекции.
Естественно, что под словом «старец» не подразумевался убеленный сединами человек крайне преклонного возраста. Это был человек старший, более опытный, но в определенный период времени термином «старец» просто называли члена монастырского собора или совета, а также существовало понятие «рядовой старец», то есть монах, не имеющий должности. К примеру, соборным старцем был в Иосифо-Волоцком монастыре Тихон Зворыкин, надзиратель сосланного в тот монастырь Максима Грека. Но чаще всего старцами были монахи, которые не имели какой-либо должности в монастыре.
После 1800-го года под Брянском в Белобережской пустыни активно практиковалось старчество, в Калужской епархии во Введенской Оптиной пустыни.
Со временем модель отношений, характерная для старчества в монастырях, распространилась за пределы монашеских обителей и проникла в мир, возродив традиционные, в принципе, для славянских народов отношения, при которых опытный человек, обладающий знаниями и являющийся экспертом в одной или нескольких областях, помогает менее опытному или сведущему усвоить знания и развить умения, которые ему необходимы.
Это модель отношений культивируется в семье, а также в профессиональных отношениях. Современное образование ставит в приоритет развить систему наставничества таким образом, чтобы наставник мог взаимодействовать с более молодым поколением не только в вопросах знаний, умений и навыков, но и в вопросах личностного развития.
Наставничество, менторство
Еще в доисторические времена практика старчества или наставничества существовала у самых разных народов: молодые юноши в период подготовки к процедуре инициации получали себе более опытного наставника, старше по возрасту, который наблюдал за этой подготовкой, давал советы.
Есть описанные в античной литературе примеры того, какие существовали практики наставничества у эллинов и древних персов. К примеру, тот самый Ментор из «Одиссеи» Гомера, был смотрителем на Итаке, поскольку был преклонного возраста и не мог воевать, но зато мог быть наставником Телемаху, сыну Одиссея, в его отсутствие, и сама богиня Афина воплощалась в его облике, чтобы в трудных ситуациях дать Телемаху наставления.
Широко распространены были системы наставничества в индуизме и буддизме, иудаизме и христианстве.
Кстати, очень популярным наставничество было в Советском Союзе, когда в пятидесятых годах масштабно развивалось профессионально-техническое образование и производственное обучение: молодежь, приходя после учебного заведения на производство, получала в наставники опытного мастера.
Естественно, что традиция наставничества не является достоянием исключительно Востока – на Западе также есть понятие «ментор» и его «протеже». Под менторством понимается процесс неформальной передачи знаний, социального капитала или психологической поддержки посредством длительной неформальной коммуникации между участниками процесса.
Есть подобный опыт и в США: с конца прошлого века в Америке существует Big Brothers Big Sisters of America – организация, которая объединяет добровольцев-наставников для различных категорий детей, среди которых есть сироты, дети военных, из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, неизлечимо больные дети.
Хочется верить, что в России удастся вывести развитие института наставничества на качественно новый уровень, учитывая все самые полезные примеры и техники, сохранившиеся в истории от древнейших времен до нашего времени. Идея прекрасная, рабочая, как показывают вышеперечисленные примеры, так что остается только воплотить ее в жизнь. От всей души хочется пожелать успехов всем, кто будет этим заниматься.