20 июля 1924 года родилась Татьяна Лиознова, талантливый режиссер, сценарист и педагог

Малоизвестные киноработы режиссера Татьяны Лиозновой: другая сторона таланта

20 июля

Татьяну Михайловну Лиознову знают как режиссера настоящих отечественных кинохитов: «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны», «Карнавал» — все эти фильмы были не просто успешными, их буквально растащили на цитаты и, как сейчас бы сказали, «на мемы».


Татьяна Лиознова, кадр из документального фильма «Дожить до светлой полосы»

Но есть в портфолио режиссера и другие фильмы, которые не снискали такой большой популярности, о многих из них вы, возможно, даже не слышали. Но и они, безусловно, заслуживают внимания, ведь в них Татьяна Лиознова показала иные, новые грани своего таланта — она в этих фильмах совсем другая, говорит со зрителем другими интонациями.

«Память сердца» (1958 год)


Кадр из фильма «Память сердца»

Идея такого фильма родилась у сценаристки и исполнительницы главной роли Тамары Макаровой, по ее собственным словам, когда она услышала рассказ английского журналиста Ральфа Паркера об одном военном летчике из Великобритании, который во время Второй Мировой служил в ВВС США и был сбит на оккупированной территории немецкими зенитками.

Так появился главный герой фильма — Ральф Чадвик. По сюжету, его в 1944 году в ходе операции «Фрэнтик» сбивают фашисты и он, тяжело раненый, попадает в заботливые руки русской женщины Екатерины Ивановны. Екатерина Ивановна работает учительницей, и в подвале школы прячет летчика. Ей помогает школьник Федя Васюков, который налаживает связь с партизанами и отправляется вместе с учительницей и окрепшим летчиком Ральфом в партизанский лагерь. Однако, на пути их ждет засада, и в результате учительница получает тяжелое ранение.

С помощью партизан летчика Ральфа Чадвика переправляют в Москву, откуда организовывается его отправление в Англию. Перед вылетом Ральф настаивает, чтобы его место в самолете отдали раненой учительнице, но та отказывается. О том, что Екатерина Ивановна умерла тогда после тяжелого ранения, Ральф узнает уже много позже, когда после войны приезжает в Советский Союз. На этот момент Ральф Чадвик – успешный человек, у него есть жена и сын, но всю свою жизнь он хранил воспоминания о женщине, которой был обязан жизнью. Поэтому и предпринял эту поездку, настояв, чтобы его отвезли в ту самую деревню, где все когда-то произошло.

В фильме снялся известный тогда театральный актер Андрей Попов (он как раз исполнил роль Ральфа). Сам Попов очень ценил тот опыт, который получил на съемках фильма. Он говорил о том, что между актерством театральным и кинематографическим есть большая разница, и ему самому было довольно сложно избавиться от театральной чрезмерности.

«Кинематографический лаконизм — трудное искусство. Практический урок его первой мне дала Татьяна Лиознова на съёмках фильма «Память сердца», где я играл английского лётчика Чадвика. Возможно, сегодня фильм и выглядит наивным, но для меня он стал действительно кинематографической школой, которую я с благодарностью вспоминаю». А.Попов

В этом же фильме снялся и тот самый журналист Ральф Паркер, который рассказал Тамаре Макаровой историю сбитого летчика. Среди непрофессионалов в актерском составе также следует упомянуть Салли Белфридж: она снялась в роли племянницы жены Чадвика. Салли была дочерью Седрика Белфриджа, американского журналиста и разведчика.

Этот фильм считают первой полнометражной режиссерской работой Татьяны Лиозновой. Для режиссера было ценным создавать фильм в сотрудничестве с Тамарой Макаровой, ее педагогом и супругой еще одного ее педагога и наставника Сергея Герасимова. Макарова работала над сценарием фильма вместе с супругом, и доверила постановку своей любимой ученице.

Для этой картины характерен особый почерк Лиозновой, и уже здесь проявилась ее способность создавать киногероев, которые надолго остаются в памяти.

«Евдокия» (1961 год)


Кадр из фильма «Евдокия»

Очень интересная работа Татьяны Лиозновой, которая представляет собой социальную мелодраму и рассказывает, казалось бы, банальную историю: о том, как двое встретились, как полюбили, как преодолевали трудности семейной жизни, как спасла брак любовь к общим приемным детям. Но с подачи Лиозновой история получается щемящей и очень настоящей, вдохновляющей. Это ее собственный взгляд на то, какие они, Настоящий Мужчина и Настоящая Женщина.

По сюжету, главный герой по имени Евдоким возвращается после Гражданской войны к себе на завод и влюбляется в дочь коллеги по имени Евдокия. У Евдокии есть трагичная личная история: в прошлом она забеременела от мужчины по имени Ахмед, которого очень любила, но Ахмед от ребенка отказался, поэтому женщине пришлось сделать аборт. В итоге она стала бесплодной. Евдоким, появившись в ее жизни, возвращает ее веру в любовь, они женятся и поселяются в новом доме. Несмотря на сплетни о супруге, Евдоким принимает ее тяжелую историю, и они становятся родителями сразу нескольких приемных детей.

Через многие трудности приходится пройти этой семье: прошлая любовь не дает покоя Евдокии, а Евдоким не может смириться с тем, что вынужден хотя бы в мыслях делить любимую женщину с кем-то еще. Но в итоге все трудности удается преодолеть, потому что герои главной ценностью в жизни считают свою семью.

В фильме снялись такие замечательные актеры, как Людмила Хитяева, Николай Лебедев, Алевтина Румянцева, Владимир Ивашов, Петр Константинов и многие другие.

В основу сценария положена одноименная повесть Веры Пановой, которая значится в титрах как сценарист фильма.

Темы, которые авторы поднимают в этой картине, актуальны и сейчас, особенно сейчас. Так что фильм обязательно стоит посмотреть.

«Конец света с последующим симпозиумом» (1987 год)


Кадр из фильма «Конец света с последующим симпозиумом»

Это последний фильм, снятый режиссером Татьяной Лиозновой. Сама она считала его провальным, да настолько, что отказалась от режиссерского кресла и больше ничего не снимала до конца жизни. Но все-таки о фильме стоит рассказать и посмотреть его, чтобы увидеть еще одну грань таланта знаменитого режиссера.

В основу сценария легла пьеса американского драматурга Артура Копита, прочитав которую, Лиознова, по ее собственным словам, словно увидела американцев глазами самих американцев и захотела показать их такими советскому зрителю.

По сюжету фильма, миллиардер Фил Стоун заказывает нищенствующему драматургу Майклу Тренту пьесу, и тот соглашается, даже не уточнив толком ее тему. Тема пьесы – ядерная война, и Стоун надеется ее предотвратить с помощью этой постановки. В итоге благими намерениями, по традиции, оказывается вымощена дорога в ад: люди, стремящиеся предотвратить ядерную войну, своими действиями только усугубляют ситуацию.

Сценарий Лиознова писала сама, причем под конкретных актеров: в ее привычке было работать без проб, поскольку она всегда заранее тщательно продумывала, каких актеров пригласить на конкретные роли. Но актеры, на которых рассчитывала Лиознова, оказались заняты в других проектах, поэтому пришлось взять тех, кто был свободен. Так в фильм попали Вадим Андреев, Дмитрий Певцов, на тот момент не имевший опыта в кино, а также Надежда Румянцева, которая к тому времени уже мало снималась. Однако, удалось заполучить и звезд: Армена Джигарханяна, Олега Табакова, Эммануила Виторгана, Евгения Весника и Олега Басилашвили.

Но с фильмом с самого начала все пошло не так: оператор Пётр Катаев, с которым Лиознова работала еще с 1961 года, умер прямо на съемочной площадке. Для Лиозновой это была настоящая трагедия, она ввергла ее в депрессию, но съемки решено было все же завершить.

Лиознова показала завершенный фильм своим коллегам, и они крайне сухо его оценили, да и сама Лиознова понимала, что эта работа провальна. Она лично настояла на том, чтобы фильм убрали из эфиров. Зрители увидели его только один раз – в марте 1987 года, больше он не транслировался. Депрессия Лиозновой только усугубилась, она навсегда оставила и профессию режиссера, и сценарную деятельность.

Но интересно то, что в последние годы об этом фильме вспоминают все чаще и чаще, ведь темы, поднимавшиеся в нем, сейчас как никогда актуальны. С высоты прошедших лет картина смотрится совершенно иначе, и это еще одна причина, по которой ее стоит посмотреть.

Какова бы ни была степень успеха режиссерских работ Татьяны Михайловны Лиозновой, в каждой ее картине угадывается особый почерк мастера: он неповторимый, отличающийся, очень искренний и детально вырисовывающий такие темы и вопросы, на которые многие из нас хотели бы получить ответы.

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru