13 февраля 1873 года родился Федор Шаляпин, русский певец-бас
Люди, сыгравшие в жизни Федора Шаляпина судьбоносную роль
13 февраляКаждый бриллиант становится драгоценностью, украшением, вызывающим восхищение, только после того, как талантливая рука мастера огранит его, представив миру максимально эффектно все его достоинства. Часто имена таких мастеров остаются «за кадром», однако без них, без их помощи и мастерства алмаз никогда не превратился бы в сверкающий бриллиант.
В жизни Федора Шаляпина, как и в жизни большинства легендарных талантов, немалую роль сыграли люди, которые помогли его дарованию пробить себе дорогу к славе. Сегодня рассказываем о людях, сыгравших судьбоносную роль в становлении таланта и славы знаменитого русского оперного и камерного певца Федора Ивановича Шаляпина.
Дмитрий Андреевич Усатов
Имя Усатова хорошо известно знатокам русской культуры. Он был знаменитым русским оперным певцом, тенором и педагогом по вокалу. Дмитрий Андреевич стал известным после выступления в Казани составе труппы основателя первой частной оперной антрепризы П. М. Медведева. После этого перед ним распахнул двери Большой театр, где он стал первым, кто исполнил партию Ленского в «Евгении Онегине» и многих других. Дмитрию Усатову посвящен романс Чайковского «Смерть» на слова Дмитрия Мережковского. Также Дмитрий Усатов стал первым, чей голос был записан на фонограф.
Судьба свела Дмитрия Усатова с Федором Шаляпиным, когда Дмитрий Андреевич уже оставил сцену и преподавал вокал в Тбилиси. Федор Шаляпин приехал в Тифлис и принял решение заняться развитием своего голоса. Так он попал в ученики к Дмитрию Усатову. Дмитрий Андреевич оценил голос Шаляпина и не только согласился с ним работать, но, принимая во внимание финансовые затруднения ученика, занимался с ним бесплатно. Ученик настолько вдохновил педагога, что Дмитрий Андреевич начал принимать в жизни Шаляпина живейшее участие: например, именно Усатов оказал протекцию, устроив Федора Ивановича петь в оперу Людвигова-Форкатти и Любимова в Тифлисе. Там Шаляпин исполнял с течение года первые басовые партии. Уже после в жизни Шаляпина была Москва и Санкт-Петербург, оперная труппа Лентовского, Панаевский театр и дальше — Санкт-Петербургская оперная труппа и сцена Мариинского театра.
Сам же Усатов до конца своей жизни преподавал пение в Ялте, где и был похоронен на Поликуровском мемориале. Немногие знают, какую значительную роль сыграл этот человек в становлении Шаляпина как артиста, в воспитании его голоса. Однако, протянув руку помощи в трудную минуту, взяв молодого артиста под свое крыло, Усатов оказал ту мощную поддержку, без которой, кто знает, великого артиста могло и не случиться.
Савва Иванович Мамонтов
Савва Мамонтов был известным русским предпринимателем и меценатом. Купеческая династия Мамонтовых была одной из самых мощных в России. Савва Иванович активно занимался железнодорожным строительством, именно он осуществил Северный железнодорожный проект и построил железную дорогу Москва — Архангельск.
На протяжении всей свой жизни Савва Мамонтов горячо поддерживал художников и артистов, создал у себя в имении Абрамцево художественный кружок, который дал старт в карьере таким известным русским живописцам, как Васнецов, Коровин, Серов и другим.
После своего банкротства Мамонтову пришлось выставить на торги свой особняк на Садовой-Спасской улице, и некоторые произведения, которые содержались в художественной галерее этого особняка, попали в Третьяковскую галерею и Русский музей.
Именно Саввой Мамонтовым была основана Московская частная русская опера, которая познакомила широкую публику с мастерством Федора Шаляпина, солиста этого театра. Услышав голос Шаляпина, Мамонтов сразу же заметил в Федоре Ивановиче выдающийся талант, после чего предложил перейти из Московского оперного театра в свою труппу. Именно выступления в «Частной русской опере» в течение трех лет принесли Шаляпину широкую известность, его голос и творческая манера получили мощное развитие, а сценический талант засверкал яркими красками. Сольные партии Шаляпина были незабываемы для публики – Иван Грозный в «Псковитянке», Варяжский гость в «Садко», Сальери в «Моцарт и Сальери», Иван Сусанин в опере «Жизнь за царя» и другие.
После Шаляпин вспоминал об этом периоде своего творчества, связанном с Саввой Мамонтовым и его поддержкой:
«С. И. Мамонтов сказал мне:
— Феденька, вы можете делать в этом театре всё, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу!
Всё это одело душу мою в одежды праздничные, и впервые в жизни я почувствовал себя свободным, сильным, способным побеждать все препятствия».
Шаляпин утверждал, что именно у Мамонтова он получил тот репертуар, который позволил ему разработать все основные черты его артистической натуры, его темперамента.
Сол Юрок (Соломон Израилевич Гурков)
Еще одним значимым человеком в жизни Шаляпина стал американский музыкальный и театральный продюсер Соломон Израилевич Гурков, который в Америке носил имя Сол Юрок.
Эмигрировав в США в юности, Сол прошел долгий путь от работы курьера и мойщика бутылок до продюсера и организатора концертов крупнейших мировых звезд русского происхождения и не только. Он организовывал гастроли Анны Павловой в США, концерты Айседоры Дункан во время ее пребывания в Америке вместе с Сергеем Есениным. Айседора Дункан и ее слава сделали и самого Сола значимой фигурой в культурной жизни Нью-Йорка.
Сол Юрок стал основателем собственной концертной компании Hurok Artists, Inc и с 1921 по 1927 год был импресарио Фёдора Шаляпина в Америке. Именно благодаря усилиям импресарио Шаляпин получил прекрасный старт для своей карьеры в эмиграции.
Впервые услышав пение Шаляпина 20 ноября 1907 года в театре Метрополитен, где шла опера Бойто «Мефистофель» и Федор Иванович исполнял заглавную партию, Сол Юрок оказался настолько впечатлен, что воскликнул:
«Когда-нибудь я буду представлять таких артистов, а может быть, и его самого».
Это случилось задолго до эмиграции Шаляпина, но Сол Юрок с тех пор постоянно писал Федору Ивановичу, предлагая свои услуги в качестве менеджера. Шаляпин на его письма не отвечал, но импресарио не сдавался, и вот однажды Шаляпин, находившийся в тот момент на гастролях в Париже, ответил телеграммой:
«Встречайте меня Гранд Отеле Париж Шаляпин».
И Сол Юрок отправился во Францию. И только для того, чтобы услышать от великого певца:
«Я никогда не поеду опять в Америку. Нью-йоркские критики смертельно обидели меня. Я позвал вас сюда только для того, чтобы посмотреть на вас. Париж — прекрасный город, вы можете полюбоваться Эйфелевой башней, побывать в Лувре, посмотреть в конце концов на меня».
Однако через девять лет Шаляпин приехал в Америку, и его менеджером стал именно Сол Юрок. И это были триумфальные гастроли, и одному только Богу известно, сколько колкостей и обидных шуток пришлось снести Солу от Федора Ивановича ради этого.
Во время своего морского путешествия Шаляпин простудился и заболел, да так сильно, что не мог петь, так что в результате несколько концертов были отменены. Но Сол Юрок серьезно вложился в рекламу концертов, поэтому буквально умолял Шаляпина выйти и спеть хоть как-нибудь.
Пришлось импресарио постоянно держать публику в напряжении, никто не мог точно сказать, состоится концерт в Метрополитен-опере или нет. В итоге концерт все-таки состоялся, но каких нервов и усилий со стороны певца и его менеджера это стоило! Сол Юрок вспоминал, что те первые гастроли с простуженным Шаляпиным стали для него настоящей школой выживания.
Их отношения не были безоблачными, сопровождались ссорами и даже скандалами, но в итоге именно Сол Юрок был тем человеком, который обеспечил Шаляпину возможность снискать славу в Америке.
Уже после разрыва с Шаляпиным Сол Юрок, присутствуя в Москве на спектакле «Дни Турбиных» во МХАТе, познакомился с Иосифом Сталиным. Его представил вождю Немирович-Данченко как американского импресарио Федора Шаляпина. Сталин задал вопрос, почему певец не приезжает в Москву, и передал приглашение.
«Мы дадим ему дом в Москве. Мы дадим ему и дом в деревне. Скажите ему, чтобы приезжал домой» — попросил Сталин. Приглашение было передано, но Шаляпин на него никак не отреагировал.
Сол Юрок наладил постоянные крепкие связи с Советским Союзом, организовывал концерты для советских артистов в Америке. Благодаря его усилиям перед американской публикой выступал Государственный Ансамбль Народного танца СССР под руководством Игоря Моисеева, танцевала Майя Плисецкая, пела Галина Вишневская, выступали труппы Театра кукол Сергея Образцова, МХАТа, Большого театра, хореографический ансамбль «Берёзка».
Именно он, потрясенный талантом Людмилы Зыкиной, посоветовал ей создать свой музыкальный коллектив – так появился ансамбль «Россия».
За свою связь и контакты с Советским Союзом Юрок получил немало негативных выпадов, а однажды в 1972 году в здании его офиса произошел взрыв зажигательной бомбы или шашки, в результате которого погибла его секретарь Айрис Конес, а сам Сол Юрок получил ранения и ожоги, так же как и многие из его сотрудников. От него требовали разорвать связи с СССР. Через два года после этого события Сол Юрок скончался.
Вот такие интересные люди встречались великому Федору Шаляпину на его жизненном пути. С кем-то его связывали долгие годы общения и сотрудничества, с кем-то он провел вместе всего год, но даже этот год стал значительной вехой его жизни. Но все они, безусловно, оказались рядом в нужную минуту, чтобы помочь величайшему таланту развиться и стать таким, каким мы его знаем и любим.