29 апреля 1955 года родилась актриса театра и кино Лариса Удовиченко

Лариса Удовиченко. Путь дочери военного врача к кинематографической вершине

29 апреля

История жизни Ларисы Удовиченко очень своеобразна, это история таланта, пробившегося как росток сквозь твердыню земли, сквозь личные трагедии и перипетии семьи. Её жизнь, начавшаяся в Вене 29 апреля 1955 года, с самого начала была отмечена драматизмом и романтикой, которые отразились на её характере и творческом пути.

Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная», киностудия «Мосфильм», 1985 г.

Отец, военный врач Иван Никонович Удовиченко, встретил будущую мать Ларисы, красавицу-петербурженку Музу, в суровые годы Великой Отечественной войны на Дороге жизни. Эта встреча, рождённая среди боли и разрушений, стала началом истории любви, породившей как счастье, так и жертвы. Иван Никанович влюбился не на шутку, и ради Музы оставил первую семью, а Муза, студентка Ленинградского института театра, музыки и кино, пожертвовала своей мечтой стать актрисой, посвятив жизнь семье. Сейчас Лариса Удовиченко частенько повторяет, что именно эта нереализованная мечта матери, эта внутренняя жажда сцены,  словно генетический код, перешла к Ларисе. Девочка с ранних лет проявляла артистические способности, и уже в 15 лет состоялся её дебют в короткометражке Александра Павловского «Счастливый Кукушкин». Этот первый опыт стал отправной точкой. До окончания школы Удовиченко успела сняться ещё в нескольких фильмах, придя на вступительные экзамены во ВГИК уже как опытная актриса. Тамара Макарова и Сергей Герасимов, набиравшие тогда курс, оценили её талант. Студенческие годы во ВГИКе стали для Ларисы ярким и насыщенным периодом, где творчество ставилось на первое место, а художественные поиски очень ценились.

Ей посчастливилось учиться вместе с будущими светилами российского кинематографа – Кареном Шахназаровым, Николаем Бурляевым, Павлом Чухраем. Ларисе нравилось учиться, ей казалось, что ВГИК – это нескончаемый праздник, куда хочется приходить ещё и ещё. Однако идиллия была омрачена тяжёлыми семейными потерями. На третьем курсе Лариса пережила смерть матери, скончавшейся от рака в возрасте 50 лет. Эта утрата стала невосполнимой трагедией для начинающей актрисы. Через семь лет ушел из жизни и отец. Однако, несмотря на личные драмы, Лариса Удовиченко смогла взять себя в руки и продолжила свой творческий путь. Она упорно и талантливо строила свою карьеру в кино. Её путь – это пример силы духа, способности преодолевать трудности и превращать личную боль в творческую энергию. История Ларисы Удовиченко – это не только история успешной актрисы, но и трогательная семейная сага, наполненная любовью, жертвами и вечной памятью о близких людях. Её жизнь – яркий пример того, как нереализованные мечты одного поколения могут вдохновить и принести плоды в жизни другого. И эта история продолжает вдохновлять многих, напоминая о силе человеческого духа и величии искусства.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя», «Одесская киностудия», 1979 г.

Лариса Удовиченко – актриса, имя которой прочно ассоциируется с образом Маньки Облигации из культового сериала Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Эта роль, сыгранная всего через три года после окончания ВГИКа, стала не просто прорывом в карьере, но и своеобразным испытанием для молодой актрисы. В советское время воплощение на экране образа женщины лёгкого поведения, пусть даже и с такой яркой индивидуальностью, как Манька, было рискованным шагом, потенциально способным запятнать репутацию и ограничить дальнейшие возможности. Надо признать, что выбор Удовиченко был осознанным и в какой-то мере смелым. Она наотрез отказалась от роли положительной героини – милиционера Синичкиной, признав её, как она сама выразилась, «пресной и неинтересной». Мало кто знает об этой детали, но инициатива сыграть Маньку исходила от самой Ларисы. Это решение поразило Говорухина, но режиссёр, увидев в актрисе нужный ему темперамент и харизму, впоследствии не пожалел о своём выборе. Удовиченко создала неповторимый образ: Манька Облигация стала одной из самых запоминающихся и ярких героинь советского кинематографа, этаким символом определённой эпохи и ярким штрихом к крупному полотну криминальной драмы. Её игра была настолько искренней и убедительной, что зрители поверили в сложную, многогранную натуру героини, в ее смелость, хитрость и внезапные вспышки нежности. Успех роли Маньки не был случайностью. Удовиченко обладала не только талантом перевоплощения, но и природным обаянием, яркой внешностью. Её красота и обаяние в сочетании с актёрским мастерством создали настоящий шедевр. Можно сказать, что роль стала визитной карточкой актрисы, принеся ей всенародную любовь и узнаваемость.

Кадр из фильма «Мэри Поппинс, до свидания», киностудия «Мосфильм», 1985 г.

Однако за ярким экранным образом скрывалась сложная личная жизнь. Лариса Удовиченко трижды выходила замуж и трижды разводилась. Её поиски настоящей любви оказались длительными. Сама актриса признавалась, что часто влюблялась, зачисляя в свой список любимых мужчин таких известных актёров, как Михаил Боярский, Сергей Шакуров, Никита Джигурда, Николай Ерёменко и Виктор Степанов. Первый брак в студенческие годы был фиктивным – прописка в Москве для приехавшей из Одессы девушки была важнее, чем любовь.

Кадр из фильма «Зимняя вишня», киностудия «Ленфильм», 1985 г.

Сейчас, конечно, можно сказать, что история Ларисы Удовиченко – это история талантливой актрисы, которая смело шла к своей цели, не боясь рисковать и принимать сложные решения. Её образ Маньки Облигации стал легендой, а личная жизнь – наглядным доказательством того, что даже яркая слава не гарантирует обретения настоящего счастья. Однако она продолжает работать, радовать зрителей своим талантом, оставаясь яркой и неповторимой звездой советского и российского кинематографа.

Магдалина Гросс
Магдалина ГроссСпециально для Журнала Calend.ru