18 октября 1934 года родился известный писатель-фантаст Кир Булычев
Кир Булычев: фантастические факты о фантасте
18 октябряСовременная читающая молодежь знает Кира Булычева по его серии книг об Алисе Селезневой: недавно состоялась премьера нового фильма об Алисе, основой для которого стала та же повесть, по которой в семидесятых сняли легендарный сериал «Гостья из будущего», — «Сто лет тому вперед».
Кир Булычёв. Фото: kinopoisk.ru
Однако, Игорь Всеволодович Можейко (настоящее имя писателя) был настолько удивительным, увлеченным, разносторонним человеком, что о нем можно рассказать много просто фантастических фактов, которых вы, наверняка, не знали.
К примеру, вы могли не знать о том, откуда взялся псевдоним писателя. Вообще, псевдонимов у него было несколько: свои первые произведения он издал как перевод «рассказа бирманского писателя Маун Сейн Джи» — рассказ назывался «Маунг Джо будет жить». Под именем Маун Сейн Джи он позже еще публиковался, но затем все-таки придумал себе псевдоним, по которому мы все знаем его, а многие даже не подозревают, что это не настоящее его имя — Кир Булычев. Помимо этого псевдонима у писателя в разное время были еще такие: «Южный лесорубник» (Ю. Лесорубник) и «Сара Фан» («С. Фан»), Игорь Всеволодович Всеволодов, Николай Ложкин, Лев Христофорович Минц, Юрий Митин, Свен Томас Пуркинэ, Б. Тишинский.
Поначалу он подписывался не «Кир», а «Кирилл»: для псевдонима он взял имя своей жены Киры и девичью фамилию матери. Потом «Кирилл» сократилось до «Кир», да так и осталось, просто в ряде случаев к своему выдуманному имени писатель добавлял настоящее отчество — Всеволодович. До 1982 года читатели понятия не имели, что за человек скрывается под именем Кира Булычева, писатель тщательно скрывал свое увлечение фантастикой, так как считал, что для него, ученого из Института востоковедения, такое занятие —дело несерьезное, он просто боялся, что ему влетит от руководства, а то и вовсе лишится работы.
Жена и мама — те женщины в жизни Булычева, к которым он относился с большим трепетом. Мама, Мария Михайловна Булычёва, и вовсе была женщиной удивительной. Дочь офицера, полковника, преподавателя фехтования Первого кадетского корпуса, обучавшуюся в Смольном институте благородных девиц, готовили совершенно для другой жизни, но грянула революция, в стране все перевернулось с ног на голову, и вчерашняя институтка Мария Булычева сначала освоила рабочую специальность, потом поступила в автодорожный институт и окончила его, а после ей пришлось примерить на себя совсем не женские специальности — коменданта Шлиссельбургской крепости, например, или начальника Чистопольской авиадесантной школы во время войны.
Немногие знают, что помимо фантастических произведений у Кира Булычева есть научно-популярные книги, затрагивающие очень интересные области. Преимущественно они публикуются под его настоящим именем – Игоря Можейко и посвящены истории — древних цивилизаций, значимых исторических личностей, чудес света. Но также есть у него работы по востоковедению, литературоведению, автобиографии и даже поэтические произведения.
Все его книги по истории написаны таким живым языком и так увлекательно, что изучать историю по ним хочется гораздо больше, чем по школьным учебникам. Тем более, что автору, как дипломированному историку, безусловно, можно доверять — изучением всех тех фактов, о которых писал, он занимался профессионально, Игорь Всеволодович был востоковедом, переводчиком, доктором исторических наук.
А еще Можейко всерьез увлекался очень интересной наукой, которая называется «фалеристика». И о ней у Игоря Всеволодовича тоже есть книга, она называется «Беседы о фалеристике», и в ней автор в легкой и доступной форме рассказывает не только о том, что это такое, а также приводит еще очень много интересных научных фактов.
Он пишет:
«Фалерой называлась нагрудная бляха римского легионера, фалера — была наградой за доблесть. Наука о наградах называется фалеристика»,
а дальше рассказывает много интересного о боевых наградах всех времён и народов, о том, как зарождались традиции награждения знаками отличия, какова была их история и что эти знаки означают.
Интересно, что сам Кир Булычев, несмотря на все свои регалии и звания, считал, что единственное, в чем он является истинным специалистом, — это как раз фалеристика:
«Знаете, почему я никогда не стану ни крупным писателем, ни крупным художником, ни крупным учёным? Потому, что мне интересно это, это, это и это. Это плохо. Это может быть хорошо для меня, для получения собственного удовлетворения, но с другой стороны, я понимаю — это и моя слабость. Как художник я — дилетант. Как учёный я — дилетант. Есть только одна область, о которой я знаю, что когда умру — никто не продолжит. Это — фалеристика».
Игорь Всеволодович был еще и увлеченным коллекционером: он собирал предметы старины, монеты, оружие, медали, ордена, марки и прочее. И специалисты в области коллекционирования, к примеру, Александр Авербах, сценограф, фалерист, автор «Истории о наградах», восхищались не только тем, с каким азартом Кир Булычев собирал свои коллекции и тщательно изучал ее экспонаты, но и тем, с каким талантом он мог увлекательно рассказать о том, что узнал сам.
Это всего лишь несколько фактов из жизни талантливого, одного из самых известных и популярных, самого экранизируемого советского и российского фантаста, а сколько их еще прячется внутри увлекательных его историй? И когда знаешь, как много того, о чем писал Кир Булычев, он долго и тщательно, скрупулезно изучал, читать становится еще интереснее.