28 марта 1925 года родился актёр Иннокентий Смоктуновский

Иннокентий Смоктуновский: интересные факты о великом актёре

28 марта

Об Иннокентии Смоктуновском сказано и написано немало: этот человек был не просто талантливым актёром — он открыл зрителю совершенно новый театр, совершенно новое кино, недаром же целый ряд его ролей вошёл в «золотой фонд» российского театрального искусства.

Кадр из фильма «Маленькие трагедии», киностудия «Мосфильм», 1979 г.

В Сибирь за убийство зубра

Настоящая фамилия Иннокентия Смоктуновского была Смоктунович. По словам самого актёра, она имеет белорусское происхождение: прадед Иннокентия Михайловича служил егерем в Беловежской пуще, но был сослан со всей семьёй в Сибирь за то, что убил зубра, и об этом стало известно.

У семьи Смоктуновского была непростая история: Иннокентий был вторым из шести детей, его отца и деда раскулачили, а дядю расстреляли в 1937 году по обвинению в создании кадетско-монархистской организации. Поскольку семья Смоктуновского постоянно переезжала в поисках лучшей доли, и прокормить в голодный 1932 год шестерых детей было непросто, сестра отца Надежда Петровна, у которой своих детей не было, взяла Иннокентия и его брата Владимира себе на воспитание. На протяжении следующих десяти лет будущий актёр сталкивался с настоящим ужасом и горем: сначала умер его брат, потом отца призвали в армию, и в 1942 году он пропал без вести. О том, что он погиб, стало известно намного позже.

Первое знакомство с театром

Первая попытка Иннокентия Смоктуновского прикоснуться к волшебному миру театра оказалась неудачной: будучи в шестом классе, он записался в школьный драмкружок. Руководил тем кружком актёр Синицын. Смоктуновскому доверили сыграть роль Ломова в чеховском «Предложении», но после премьеры его из кружка выгнали.

В настоящий театр, Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина, Смоктуновский попал впервые в возрасте 14 лет, и его потрясло то, что он увидел: он был взволнован и ошеломлён увиденным настолько, что эти впечатления остались с ним навсегда.

Медаль с опозданием на 49 лет

Но в его молодости ни о каком театре не могло быть и речи: началась война, и когда отца призвали, Смоктуновский окончил фельдшерско-акушерское училище, чтобы иметь возможность зарабатывать, потом окончил курсы киномехаников, работал в воинской части, в военном госпитале.

В 1943 году Смоктуновского призвали, он попал в Киевское пехотное училище, затем был отправлен на фронт рядовым, в 75-ю гвардейскую стрелковую дивизию. Его медаль «За отвагу» за доставление боевых донесений в штаб через Днепр под огнём противника нашла своего героя только через 49 лет после войны: актёру вручили её на сцене Художественного театра имени А. П. Чехова, после спектакля «Кабала святош».

Смоктуновский был в плену, в лагерях Житомира, Шепетовки, Бердичева, но из плена ему удалось бежать. На счастье, нашлась украинская семья, которая укрывала его после побега. До конца своей жизни Смоктуновский поддерживал связь с этой семьей.

В составе 318-го гвардейского стрелкового полка 102-й гвардейской стрелковой дивизии Иннокентий Михайлович брал Варшаву, и был награждён ещё одной медалью «За отвагу». Отделение, командиром которого он был, «при прорыве обороны противника в районе деревни Лорцен 14 января 1945 года одним из первых ворвалось в траншеи противника и уничтожило при этом около 20 немцев».

«Минус 39»

Пребывание в плену, хотя оно и длилось всего один месяц, а Смоктуновский сам бежал из плена, отразилось на его дальнейшей биографии: будущий легендарный актёр был признан «неблагонадёжным», и получил запрет на проживание в 39 крупнейших городах – «минус 39».

Кадр из фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается», киностудия «Ленфильм», 1987 г.

Интересно, что с Георгием Жжёновым Иннокентий Михайлович познакомился в Норильске, куда первый был сослан по обвинению в шпионаже: они встретились в Норильском Заполярном театре драмы имени Вл. Маяковского, выступали на одной сцене. Смоктуновский после учёбы в студии при Красноярском драматическом театре имени А. С. Пушкина в поисках опыта отправился в Норильск и там служил в театре, где труппу составляли преимущественно заключённые Норильлага. Этот период жизни актёра интересен ещё и тем, что именно тогда он изменил фамилию по требованию директора театра: таким образом в те времена «боролись с космополитизмом».

Начало карьеры – в 30 лет

Мечта о Большом театре привела Смоктуновского в Москву, и ему на тот момент было 30 лет – возраст, прямо сказать, не совсем подходящий для начала карьеры актёра. Ни один московский театр не заинтересовался Смоктуновским, для него не было подходящих ролей. Единственное, чего он мог добиться – это внештатной работы, где оплачивали каждый выход на сцену, в Театре имени Ленинского комсомола, но выходов этих было катастрофически мало.

Кадр из фильма «Солдаты», киностудия «Ленфильм», 1956 г.

Затем был Театр-студия киноактёра и работа в массовках на «Мосфильме», небольшие роли, пока, наконец, актёра не заметил режиссёр Александр Иванов, который пригласил Смоктуновского на его первую неэпизодическую роль – это был фильм «Солдаты» и роль Фарбера. Эта роль оказалась судьбоносной для Смоктуновского.

«Необыкновенный князь Мышкин»

Именно в этой роли его увидел Георгий Товстоногов и пригласил в Большой Драматический Театр, где ставил «Идиота»: по счастливому стечению обстоятельств, постановка спектакля отсрочилась: актёр Пантелеймон Крымов, которого изначально планировали на роль Мышкина, был уволен за недисциплинированность. А Евгений Лебедев, который был назначен на роль Рогожина, посоветовал присмотреться к неизвестному тогда ещё никому Смоктуновскому.

Это была та самая роль, после которой Иннокентий Михайлович проснулся знаменитым, хотя роль далась ему очень тяжело, он сам в этом после признавался. Люди ехали в Москву со всех уголков Советского Союза, чтобы увидеть «необыкновенного князя Мышкина», а критика растащила на цитаты каждую секунду пребывания актёра на сцене.

Иннокентий Смоктуновский вспоминал:

«Я сыграл его двести раз, и если бы мне пришлось сыграть его ещё столько же, я бы и сам остался больным человеком». 

Список сыгранных и несыгранных ролей

С этого момента Смоктуновского хотели снимать все ведущие кинорежиссёры Советского Союза, а Сергей Бондарчук мечтал, чтобы Смоктуновский сыграл Болконского в его «Войне и мире». Но всемирную славу принесли актёру другие роли: Юрия Деточкина в комедии «Берегись автомобиля», Чайковского в одноименном фильме, Гамлета в фильме Козинцева, Куликова в фильме «Девять дней одного года», роль Порфирия Петровича в «Преступлении и наказании», за которую он получил Государственную премию РСФСР.

Есть целый список ролей, которые Смоктуновский мечтал сыграть, но не смог из-за того, что был занят в других фильмах, или из-за болезни. Он хотел сыграть Каренина, в фильме «Бег» Алова и Наумова собирался сыграть Хлудова, мечтал сыграть Бориса Годунова, а ещё Сирано де Бержерака.

Роль-мечта

Выдающейся актёрской работой Смоктуновского была роль царя Фёдора в трагедии Алексея Толстого, на которую его пригласили в Малый театр в 1971 году. Это была роль-мечта для Смоктуновского, ради него в роли отказали даже Виталию Доронину, любимому актёру худрука Малого театра Бориса Ровенских.

Роль царя Фёдора. Кадр из спектакля «Царь Фёдор Иоаннович», Малый театр, 1973 г.

Затем в 1976 году Смоктуновский перешёл во МХАТ имени М. Горького, чтобы сыграть главную роль в «Иванове» Чехова. Коллеги делились своими впечатлениями о его актёрской игре, не стесняясь восторгаться:

«Смоктуновский играет „Иванова“ необычайно глубоко. Собственно, на него только и смотришь в этом мхатовском спектакле. Он больше молчит, а говорят другие, но это значения не имеет, ибо, вот уж действительно, его молчание — золото… Он так слышит каждую фразу партнёра, так видит каждый его жест. Его лицо незаметно меняется от каждой чужой фразы или жеста. Иногда в зале и сам начинаешь почти физически ощущать, что на сцене чувствует этот Иванов» — Анатолий Эфрос «Профессия: режиссёр».

Однажды на вопрос о том, что Смоктуновский предпочитает, кино или театр, он ответил пророческой фразой:

«И то, и другое дорого моему сердцу, но вот вынести двойную нагрузку оно не в состоянии».

Традиция последних оваций

Инфаркт, случившийся на семидесятом году жизни Смоктуновского, сильно подкосил его здоровье. Он умер в подмосковном посёлке санатория имени Герцена, и именно с его похорон в российском культурном сообществе появилась новая традиция: провожать актёра аплодисментами, овацией. Поначалу некоторых это даже шокировало, но позже эта традиция прижилась.

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru