5 октября 1943 года родилась Инна Чурикова
Инна Чурикова о своих лучших ролях: «Надо во что-то сильно верить, и тогда это обязательно сбудется»
5 октябряКоллеги и близкие Инны Чуриковой говорили, что ее нельзя назвать просто актрисой. Потому что, когда она появлялась на экране, то переставала быть человеком, играющим какую-то роль. Она начинала жить на экране – в той роли, которую играла, в той истории, которую рассказывала.
«Живой, страдающий, интересный, уникальный человек» — вот, кем она была в кадре. И за кадром была такой же. Наверное, именно поэтому ее персонажи получались такими запоминающимися, оставались навсегда такими узнаваемыми. Произнеси имя Инны Чуриковой – и каждый, кто знаком с советским, российским кино, обязательно назовет свои любимые с ней фильмы.
Интересно, а какие свои роли любила сама Инна Чурикова и что она о них думала, как вспоминала, какие выводы сделала, за что была им благодарна?
Марфушка из «Морозко»
Второстепенная роль, внезапно благодаря актрисе ставшая наиболее яркой в фильме. Сейчас кажется, что другую Марфушку и придумать-то сложно, кто бы ни взялся сыграть эту роль, все будет не то. А ведь сама Инна Михайловна вспоминала съемки этого фильма с содроганием. Еще бы! Помните, с каким удовольствием она грызла яблоки в кадре? Но, оказывается, это были вовсе не яблоки.
«Мало кто знает, чего мне стоила та роль! — смеялась Чурикова, вспоминая. — Когда снимался фильм, в стране был дефицит продуктов. Гору яблок в кадре заменили очищенным луком, который покрасили пищевым красителем. И вот представьте себе: сцену, где я с упоением грызу яблоки, сняли с пятого дубля, и всё это время мне надо было кусать, изображая радость и удовольствие».
И не только с яблоками была такая история: вместо молока актрисе приходилось пить подкрашенную воду. Да и в целом ей совсем не нравился этот ее образ. Она чуть было не приняла для себя решение покончить с карьерой киноактрисы после этого фильма.
«Увидев себя на озвучке фильма, я разрыдалась. Мне казалось, что я такая страшная! После этого всерьёз подумывала над тем, чтобы никогда больше не сниматься в кино».
Таня Теткина из фильма «В огне брода нет»
А вот фильм «В огне брода нет» Чурикова вспоминала с особым трепетом. Еще бы, ведь этот фильм стал судьбоносным и для ее актерской карьеры, и для ее личной жизни. Этот фильм снимал Глеб Панфилов, который впоследствии стал мужем Инны Михайловны, фильм их и познакомил.
«Фильм «В огне брода нет» Глеба Панфилова — это подарок судьбы, распоряжение Бога. Когда прочла сценарий, который назывался «Святая душа», я пришла в такое сильное возбуждение! Влюбилась в героиню Таню Тёткину сразу же» — рассказывала Чурикова и вспоминала, как сидела в маленькой комнатке на «Ленфильме», а с Панфиловым они лично знакомы еще не были, и тут вдруг открылась дверь и вошел он.
«У него был такой энергичный взгляд, такие глаза! Я посмотрела в эти глаза и поняла: что-то произойдёт с моей судьбой. Нечто большее, чем съёмки в этом фильме. Так оно и случилось. Не будь этой встречи, думаю, моя жизнь была бы совершенно другой».
Для Глеба Анатольевича кинокартина тоже была судьбоносная: за этот свой первый полнометражный художественный фильм он получил главный приз «Золотой леопард» Международного фестиваля в Локарно в Швейцарии. И хотя награда полагалась только режиссеру, Инна Михайловна с большой гордостью рассказывала:
«Актёрам не полагалось никаких наград. Тем не менее члены жюри посовещались, скинулись и подарили мне совершенно невероятную брошь — камею. Очень трогательно было!».
Но еще вспоминает реакцию своей мамы, которая, оказывается, совершенно не разделяла всеобщего восторга от картины, а к режиссеру у нее и вовсе были претензии.
«Дочка, что ж он тебя так плохо одел-то!» — с упреком сказала мама Инне Михайловне после показа.
Жанна д’Арк из фильма «Начало»
Инна Чурикова как-то сказала: «Надо во что-то сильно верить, и тогда это обязательно сбудется». Так получилось с ролью Жанны д’Арк. Сама Чурикова мечтала о ней. По ее собственным словам, она верила, что сыграет Жанну, жила только этим.
«Нигде не работала, не снималась, не принимала ни одного приглашения» — рассказывала актриса.
Глеб Панфилов хотел экранизировать историю народной героини Франции, был даже написан прекрасный сценарий. Но не получилось. У Министерства культуры был свой взгляд на то, какой должна быть актриса, играющая роль национальной героини Франции. Глебу Панфилову так и сказали: невзрачная артистка не подходит для этого образа. Но он хотел снимать только Инну, а потому обошел на свой страх и риск все запреты властей и все-таки исполнил ее мечту: снял фильм «Начало», в котором дал возможность героине Чуриковой Паше Строгановой сыграть свою мечту. Эта роль принесла Чуриковой мировую известность, а журнал «Советский экран» назвал ее лучшей актрисой страны.
Кстати, с большой гордостью Инна Михайловна рассказывала о том, что копия фильма «Начало» есть в Руане в Музее Жанны д’Арк. И там на стене висит фото нашей Инны Чуриковой.
Вера из «Военно-полевого романа»
Безусловно, роль Веры Нетужилиной — не главная в фильме, но Чурикова очень трепетно к ней относилась. И сумела сыграть так, что зрители сопереживали ее героине даже больше, чем главным персонажам.
«Героиня у меня – такой живой материал!» – восхищалась Инна Михайловна, и хотя она присоединилась к съемочной группе уже после того, как большая часть сцен с Бурляевым была отснята, Чурикова сделала все, чтобы привыкнуть к партнеру и сыграть с ним очень гармонично. Ее высокое актерское мастерство подтверждает тот факт, что на Берлинском кинофестивале за роль Веры Чуриковой вручили "Серебряного медведя», а сам фильм был выдвинут на премию «Оскар» в 1985 году в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Нина Елизаровна из «Ребра Адама»
На вопрос о том, какие роли были у нее самые любимые, Чурикова смеялась и говорила, что любит абсолютно все свои роли. Но неизменно в числе самых-самых называла роль экскурсовода Нины Елизаровны из фильма Вячеслава Криштофовича. Наверное, потому что в ней она постаралась выразить всю свою любовь и трепетное отношение к собственной маме, которую очень любила и буквально боготворила, многое для этой роли взяла из своей собственной жизни.
«Жизнь — наш главный режиссер!» — говорила Чурикова, когда ее спрашивали о секретах успеха этой роли и многих других. Жизнь помогает создавать образы, но жизнь часто вносит и свои коррективы. Порой из-за этих корректив приходилось совершать большие и маленькие сценические подвиги.
«Премьеру спектакля «Город миллионеров» я играла с высочайшей температурой. Тогда как раз зверствовал какой-то страшный грипп с летальным исходом. Но так сложилось, что незадолго до премьеры почти две недели проболел мой партнер по спектаклю Армен Джигарханян, поэтому взять больничный мне было просто неудобно. А «Тиля Уленшпигеля» как-то играла с травмой крестца, после чего слегла почти на месяц. Интересно, что во время спектакля боли совсем не чувствовала».
Впрочем, Чурикова шутила, что таких «подвигов» достаточно у каждого актера.
Вот такая интересная актриса, подарившая советскому и российскому кинематографу множество ярких ролей и образов, перечислять которые можно бесконечно. Несмотря на это, Инне Чуриковой совершенно чужда была «звездная болезнь»: она считала свою профессию актрисы – судьбой, призванием от Бога. А популярность считала проверкой на прочность.