14 ноября 1840 года родился французский художник Клод Моне
Импрессионизм родом из торговой лавки. Клод Моне. Интересные факты из биографии
14 ноябряКлода Моне считают родоначальником импрессионизма. Само название «Импрессионизм» происходит от названия картины художника «Впечатление». («Впечатление» в переводе на французский язык - Impression). Он прожил долгую жизнь (86 лет), и в ней было много чего интересного. Вот несколько фактов из жизни художника.
Факт первый. Никчёмный продавец
Мало кто мог бы сказать о себе: «Моя любовь к рисованию началась с… торговой лавки». А Клод Моне мог! Более того, он про себя так и говорил: «Если бы не лавка отца, возможно, я никогда и не стал бы художником».
Чего только ни бывает в этой удивительной жизни! Дело в том, что карандаш в руки Клода Моне впервые попал действительно тогда, когда он помогал своему отцу – Клоду Моне-старшему. Тот, видя, что торговля идёт достаточно успешно, хотел сделать сына продолжателем своего дела. Дабы тот всю жизнь был обеспеченным человеком. Для этого он каждый раз приводил Клода в магазин и ставил за прилавок. Но мальчик находил это занятие довольно нудным. Стоять за прилавком, а тем паче зазывать покупателей, было совершенно не для него. Как-то раз, отец, видя, что Клод откровенно скучает, глядя на товары, которые находились в лавке, с досады велел спрятаться куда-нибудь, чтобы не отталкивать народ своим унылым видом.
Четырнадцатилетний Клод нашёл себе укромное место за шкафом, подобрал с пола валяющийся простой карандаш, оторвал от рулона старых обоев кусок бумаги и от нечего делать стал рисовать появившегося в лавке покупателя. Потом был ещё один рисунок, после него третий, четвёртый… И вот лавка Клода Моне обрела неслыханную популярность! Надо сказать, что торговля и раньше в общем-то шла неплохо, а тут народ просто валом повалил в небольшой магазинчик. И всё потому, что всех интересовали портреты, которые рисовал подросток. Портреты эти так нравились людям, что каждый считал за честь приобрести свое собственное изображение, нарисованное сыном лавочника. При этом Клод Моне-младший стал приносить семье доход: ведь за портреты платили поначалу десять франков, затем пятнадцать, а после цена возросла до двадцати! Отец, видя что сыну кроме карандаша и бумаги больше ничего не нужно, отпустил его учиться живописи в Париж. «Толку от тебя как от продавца никакого, — огорчённо сказал он на прощанье мальчику, — жаль, что ты оказался ни на что не годен».
Факт второй. И снова ненадобность
Второй раз нечто подобное Моне услышит, находясь далеко от отчего дома. А пока что компания у него в Париже подобралась замечательная: Камиль Писсарро, Поль Сезанн, Эжен Делакруа. Моне пребывал на вершине счастья, часто писал восторженные письма домой, а также своему учителю рисования, у которого брал первые уроки. Но через год его призвали в армию и отправили в Алжир, где новобранец, толком не начав службу, подхватил тиф. Болезнь протекала очень тяжело и имела множество осложнений. Как когда-то дома, в армии тоже поняли, что молодой человек ни на что не годен, поэтому его комиссовали за… ненадобностью.
Факт третий. Не копируй – и будешь знаменит!
Отец, у которого смерть едва не забрала одного из близких ему людей, уже не насмешничал над его стараниями научиться рисовать. Наоборот – теперь он отдавал младшему сыну почти все заработанные в лавке (в той самой, где был когда-то нарисован первый портрет) деньги. Больше не жалея о том, что у него нет продолжателя по торговому делу, Клод Моне старший как мог помогал сыну получить образование. А тот, в отличие от своих товарищей, которые то и дело копировали известных живописцев, старался писать то, что видели его глаза: предметы, живые цветы, живых людей. В то же время всё то, что он изображал, будто было подёрнуто дымкой, предметы не имели чётких очертаний. Но это был уже его собственный стиль письма, и Клод Моне немного гордился тем, что ни у кого больше не встречается того, что было на картинах только у него одного.
Стиль Моне скоро стал узнаваемым, его картины начали покупать. В то время как друзья-художники, которые делали вроде бы неплохие копии уже известных картин, так и продолжали оставаться в тени, поскольку их работы популярностью не пользовались.
Факт четвертый. Четыре Камиллы на одной картине
В 1865 году Моне, который ввиду небогатого кошелька, не мог найти натурщиков, позвал на помощь друзей. Фредерик Базиль и его знакомая Камилла Доньсье охотно согласились выручить художника. Вскоре между Клодом и Камиллой возникло чувство, которое соединило их. Теперь Камилла стала единственной натурщицей, позирующей для его полотен. Казалось, любовь принесёт Моне успех. Поначалу это так и было. Картина «Камилла в зеленом» приняла участие в модном по тем временам Художественном Салоне Парижа. Однако художник так увлекся, что на следующей своей картине «Женщины в саду» изобразил четыре женских фигуры, которые удивительным образом были похожи одна на другую. А всё потому, что всех четверых Моне… писал всё с той же Камиллы.
Увы, публика не поняла такого шага. Картина в отличие от предыдущей, не имела никакого успеха.
Что же… Как говорится: всё хорошо в меру.
Факт пятый. Главное для картины – понравиться покупателю
В 1872 году Моне написал картину «Впечатление. Восход солнца». В ней художник хотел передать течение то и дело меняющейся реки. Краски, которыми он преимущественно воспользовался, были голубыми, розовыми, оранжевыми… Намного позже именно эту картину назовут «началом импрессионизма», а на тот момент покупать её никто не хотел. Финансовое состояние художника было чуть ли не катастрофическим. С горя он даже попытался покончить с собой. Когда он немного одумался, решил написать письмо румынскому врачу Жоржу де Белио, который был страстным поклонником живописи и человеком, который всё свободное от работы время проводил в картинных галереях. Особенно он любил всё новое, всё то, чего в живописи ещё встречалось не часто. Получив полное отчаяния письмо Клода Моне, де Белио в прямом смысле спас ситуацию, купив у художника восемь картин, в том числе и «Впечатление».
На то, что Моне со вздохом заметил: «Никто не хочет покупать эту картину», любитель живописи отвечал: «Я не никто. Мне она нравится, и этого уже достаточно».
Посмотрев на несчастное лицо живописца, доктор, желая ободрить его, добавил к имеющейся сумме ещё несколько десятков франков.
Видимо, в знак подкрепления своих слов.