13 октября 1934 года родился Савелий Крамаров

Герои и роли Савелия Крамарова: шесть «Вась», двое «Косых» и один «человек из КГБ»

13 октября

Его не приняли в театральный институт, и ему пришлось поступить в лесотехнический. Он рассылал свои фотографии на все киностудии страны, и только от одной из них получил ответ. Он отказался от роли Петрухи в «Белом солнце пустыни» и до конца жизни сожалел об этом. Все это – о Савелии Крамарове.


Савелий Крамаров. Фото: kinopoisk.ru

Его называли «королем эпизода» за умение создать за мизерное экранное время настолько запоминающихся персонажей, что зритель мог даже название фильма не помнить, а вот образ, созданный на экране Крамаровым, запоминался навсегда.

«В кино я научился многому. Кем только не был. Даже тем, кем не хотел», – в шутку говорил Савелий Викторович.

Сегодня вспоминаем интересных и странных эпизодических героев, воплощенных на экране Савелием Крамаровым.

Конечно, Вася!

Среди актеров ходила даже шутка о том, что имя Вася подходит Савелию Крамарову гораздо больше, чем его собственное. Он сыграл шесть самых разных Вась за свою творческую карьеру.

Первый Вася был очень фактурным и запоминающимся, это было в фильме «Ребята с нашего двора», дебютном для Крамарова. В фильме рассказывалось о группе юношей, возглавляемой хулиганом Васькой Ржавым, которого и сыграл Савелий Викторович. Этот короткометражный кинофильм был курсовой работой студентов ВГИКа Алексея Салтыкова и Арсения Ястребова, и помимо Крамарова в ленте снялись Элем Климов, Валерий Панарин, Валерий Носик.

Второй Вася — хулиган Васька Коноплянистый, это был персонаж мелодрамы «Прощайте, голуби». Крамаров очень точно и сочно сыграл здесь великовозрастного балбеса, который носится со своим мотоциклом, больше напоминающим рухлядь, и все пытается выгодно его продать.

Третий Вася – уже персонаж преклонных лет, а точнее Вася-дедушка в «Сказке о потерянном времени». Там Крамаров загримирован, но даже борода не способна скрыть его неповторимую «фирменную» мимику.


Кадр из фильма «Сказка о потерянном времени», 1964

В фильме «Формула радуги» герой Крамарова обозначен как «Вася, пьющий отдыхающий». Этот фильм был снят в 1966 году, там партнерами по кадру у Савелия Викторовича были Георгий Вицин, Фрунзик Мкртчян и Наталья Варлей.

Еще одного Васю, актера театра в новелле «Что наша жизнь?! Или что наша жизнь?!» из киноальманаха «Ау-у!», Крамаров сыграл в 1975 году. Поскольку это был сборник дебютных работ молодых режиссеров, данная роль не приобрела широкой известности. Она интересна тем, что Крамаров здесь играет актера Васю, который играет герцога Луазье.

И последнего своего «Васю» Крамаров сыграл в фильме «Русский бизнес»: эта роль стала последней для Крамарова в российском кинематографе, но зато для режиссера Михаила Кокшенова фильм стал, напротив, режиссерским дебютом.

Двое «Косых» и один одноглазый

Крамарова считали мастером крылатых кинофраз, и даже если сама фраза была придумана не им, а прописана в сценарии, он умел сказать ее с экрана так, что она тут же уходила в народ. Так случилось, что наиболее богатыми на крылатые фразы стали фильмы, в которых Крамаров сыграл роли-тезки — персонажей по кличке «Косой»: это Фёдор Петрович Ермаков или «Косой» в «Джентльменах удачи» и Илюха Верехов, «Косой» «бурнаш» в фильме «Неуловимые мстители». Вот лишь немногие крылатые фразы из них:

— «А вдоль дорогие мертвые с косами стоять… И тишина…» эта крылатая фраза не теряет своей популярности по сей день и превратилась в интернет-мем,

— «Чуть что — сразу Косой!»,

«Кто ж его посадит?! Он же памятник!»

«Всё. Кина не будет. Электричество кончилось». 

А в фильме «12 стульев» 1971 года ему и вовсе досталась роль одноглазого председателя шахматной секции в Васюках. Интересно, что в другой версии, уже 1976 года, режиссер Марк Захаров доверил Крамарову роль Виктора Михайловича Полесова, слесаря-интеллигента, и поклонники творчества Крамарова до сих пор спорят, какая из этих ролей была более «крамаровской».


Кадр из фильма «12 стульев», 1971

От болтливого водителя «ГАЗика» до «человека из КГБ»

Савелию Крамарову всегда доставались роли особенные или он сам их такими делал. Слово «хулиган» встречается в списке его ролей чуть ли не в каждой второй строчке. Там есть «тунеядец» и «поэт-графоман», «анархист» и «болтливый водитель «ГАЗика», «пешеход-нарушитель с авоськой» и «дьяк Посольского Приказу», «подсудимый с «хорошими глазами» и «человек из КГБ».

«Я играю дураков, поэтому меня везде воспринимают как родного» — подшучивал Крамаров сам над собой.

Но даже крохотную роль типа друга Завитушкина из новеллы «Свадебное происшествие» сборника «Не может быть!» умудрялся сыграть так, что затмевал исполнителей главных ролей. И очень жаль, что в Голливуде так и не смогли разглядеть его блестящий талант, а если разглядели, то не смогли найти ему идеальное применение.


Леонид Куравлёв и Савелий Крамаров, кадр из фильма «Не может быть!», 1975

В этом актере было уникальное сочетание врожденного актерского мастерства, мощного комедийного темперамента, выигрышной для комика внешности и бесконечного обаяния, подкрепленного потрясающей мимикой. И хотя он играл преимущественно отрицательных персонажей, к ним нельзя было относиться негативно: они, скорее, вызывали улыбку – такими безобидными в своей глупости получались.

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru