13 февраля отмечается день рождения мирового кино

Фильмы-революции: визуальные эффекты, которые изменили кино

13 февраля

Кино – удивительное искусство, и основной причиной того, что оно и по сей день является любимым у большого процента населения земного шара, является способность кино переносить зрителя в другой мир, который недосягаем в реальной жизни.

За более чем сотню лет существования мирового кино поиски новых способов визуализации, создания иллюзий на экране, не прекращались. И продолжаются до сих пор. Сейчас визуальные эффекты как никогда играют в кинематографе ключевую роль, потому что именно с их помощью режиссеры и художники имеют возможность воплотить на экране свои самые смелые идеи.

Сегодня рассказываем о нескольких знаковых фильмах, где впервые были использованы инновационные визуальные эффекты, которые своим появлением навсегда изменили подход к созданию кино, а потому изменили и сам путь развития кинематографа.

«Метрополис» (1927) 

Режиссер: Фриц Ланг
Страна: Германия

Кадр из фильма «Метрополис», 1927 год, студия «Universum Film (UFA)»

Именно с этим немым фильмом связывают начало эры спецэффектов. Его недаром считают одним из величайших немых кинопроизведений в истории, этот фильм первым внесли в ЮНЕСКО в реестр программы по защите всемирного документального наследия «Память мира». При производстве данного фильма впервые были широко использованы визуальные эффекты для создания футуристического города будущего. Для съёмок построили огромное количество миниатюрных моделей небоскребов и автомобилей, а затем совместили их с реальными актерами через многократную экспозицию пленки, самые сложные масштабные сцены снимали с помощью покадрового монтажа и оптических трюков.

Кинокартина «Метрополис» стала самым дорогим фильмом за всю историю немецкого немого кино, и расходы на свое производство она так и не окупила, хотя и имела оглушительный успех у зрителей и у критиков. Но в итоге очень наглядно продемонстрировала зрителю, что кино способно создавать совершенно новые миры. Выход «Метрополиса» стал настоящим толчком для развития спецэффектов в кино.

«Кинг–Конг» (1933) 

Режиссеры: Мериан Купер, Эрнест Б. Шодсак
Страна: США

Кадр из фильма «Кинг Конг», 1933 год, кинокомпания RKO Radio Pictures

Фильм «Кинг-Конг» стал настоящим прорывом в области спецэффектов и анимации. Уиллис О’Брайен впервые использовал при производстве кинокартины раннюю технику «блуждающей маски», с помощью которой комбинировал игровые и анимационные фрагменты, таким образом в одном кадре удалось показать и живых актеров, и монстров, которых изображали куклы. Были созданы модели динозавров, несколько моделей Конга, в том числе и его бюст в натуральную величину с управляемой мимикой, а также его рука с подвижными пальцами. Оживляли огромную гориллу с помощью стоп-кадровой анимации.

Этот фильм стал революционным не только в вопросах спецэффектов: была широко использована для оформления фильма музыка Макса Стайнера, которая эмоционально окрашивала каждое экранное действие.

«2001: Космическая одиссея» (1968)

Режиссер: Стэнли Кубрик
Страна: Великобритания/США

Кадр из фильма «2001 год: Космическая одиссея», 1968 год, кинокомпания Metro-Goldwyn-Mayer и Stanley Kubrick Productions

Фильм стал культовым, его называют настоящей вехой в развитии кинофантастики и мирового кинематографа в целом не просто так. Для съемок фильма было разработано множество инновационных техник, которые помогли создать космические пейзажи и объекты. В фильме использовалась техника «Slit-scan», с помощью которой удалось создать необычные световые эффекты и искажение пространства. Эта техника первоначально применялась для статической фотографии, чтобы добиться размытости или деформации на снимке, но после была усовершенствована для создания анимаций. Техника основывается на принципе относительного движения камеры по отношению к источнику света в сочетании с длительным временем экспозиции.

При производстве фильма также применяли компьютерную графику, с помощью которой удалось создавать сложные изображения, в частности, вращающихся планет и звездных полей.

«Звёздные войны: Эпизод IV – Новая надежда» (1977)

Режиссер: Джордж Лукас
Страна: США

Специально для разработки визуальных эффектов режиссером Джорджем Лукасом была основана компания Industrial Light & Magic (ILM). Большинство визуальных эффектов было создано с использованием камер контроля движения: с помощью уменьшенных моделей и медленно движущихся камер удалось создать иллюзию размера. Несмотря на то, что большая часть спецэффектов создавалась традиционными методами, этот фильм все же стал ключевым в развитии CGI (компьютерных графических изображений). С этого фильма началась история применения компьютеров для генерации изображений. Это еще было только начало использования технологии, но потенциал CGI кинокартина продемонстрировала очень хорошо.

«Терминатор 2: Судный день» (1991)

Режиссер: Джеймс Кэмерон
Страна: США

Этот фильм вошел в историю как кинокартина, в которой был впервые снят полностью компьютерный главный персонаж. Правда, внедрение этой технологии затянуло съемочный процесс, но оно того стоило. Персонаж жидкометаллический T-1000 был создан с помощью разработанных компанией ILM сложных алгоритмов моделирования жидкости и металла, что позволило добиться высокой степени реализма.

Кинокартина вошла в число лучших научно-фантастических фильмов, боевиков и сиквелов, когда-либо снятых. Его влияние на развитие визуальных эффектов в кино трудно переоценить: именно с этого фильма начался массовый переход от практических эффектов к использованию компьютерных изображений. В фильме также была использована технология морфинга (плавного превращения одного объекта в другой), а еще использовались цифровые двойники актеров, которые на экране были не менее убедительны, чем реальные актеры.

«Матрица» (1999) 

Режиссеры: Лана и Лилли Вачовски
Страна: США

Кадр из фильма «Матрица, 1999 год», кинокомпания Warner Bros. и Village Roadshow Pictures

Уникальные визуальные эффекты, показанные в фильме «Матрица», сделали эту кинокартину настоящим феноменом. Сцена с применением «Bullet Time» (время полета пули), замедленной съемки, когда камера движется вокруг объекта, которая визуализировала момент остановки времени, стала визитной карточкой фильма. Снимали эту сцену на многочисленные камеры, которые были установлены вокруг актера, затем в один ролик соединяли снятые кадры, так что в итоге казалось, что камера двигалась в трехмерном пространстве. Эта техника была заимствована из мира художественной фотографии, ее называли еще «временной срез». В этом же фильме активно используется виртуальная камера, с помощью которой открылись новые возможности для работы с пространством и временем в кино.

«Властелин колец: Братство кольца» (2001)

Режиссер: Питер Джексон
Страна: Новая Зеландия/США

Кадр из фильма Властелин колец: «Братство кольца», 2001 год, кинокомпания New Line Cinema

Данная кинокартина вывела цифровые технологии в кино на новый уровень: здесь успешно использовали их для масштабирования персонажей, а также для показа массовых сцен. Это можно увидеть на примере сцены взаимодействия Гэндальфа с хоббитами, где он намного выше их ростом. Эту сцену снимали с помощью специальных платформ и костюмов, а дальше производили цифровую обработку изображений. В этой же картине используется цифровое дублирование актеров для создания больших армий людей и орков: эта технология позволила избежать привлечения большого количества статистов.

«Аватар» (2009)

Режиссер: Джеймс Кэмерон
Страна: США

Кадр из фильма «Аватар», 2009 год, кинокомпания 20th Century Fox

Технологии 3D и motion capture расцвели после выхода фильма «Аватар»: сам Кэмерон утверждал, что в фильме всего 40% живого действия, а остальное – компьютерные элементы. В течение месяца проходили съемки с применением технологии захвата движения, также разработанной Кэмероном. Кроме того, режиссер использовал собственную систему виртуальной съемки, которая позволяла демонстрировать цифровые копии актеров в двух проекциях: в режиме реального времени и в определенном виртуальном окружении. По словам Кэмерона, это была «форма чистого творчества, где по-своему желанию вы можете перемещать деревья, горы, небо, менять время суток, у вас есть полный контроль над этими элементами».

При съемках этого фильма применялась уникальная съёмочная система, известная как simulcam, — смесь 3-D Fusion Camera System и системы виртуальной съёмки. Также среди инноваций, использованных при работе над картиной, упоминают новую систему освещения обширных площадей и улучшенный метод захвата выражений лица, который предполагал закрепление на лицах актеров специальных конструкций, выполненных по форме головы каждого, в которых были встроены крошечные камеры, передающие информацию в компьютер о каждом движении глаз, элементах мимики.

«Планета обезьян: Революция» (2014)

Режиссер: Мэтт Ривз
Страна: США

Данная кинокартина вошла в историю мирового кино тем, что представила максимально фотореалистичных цифровых персонажей. С помощью высокотехнологичных систем захвата движений и мимики актерам удавалось максимально подробно передавать эмоции персонажей. Реалистичность обезьян в этом фильме была достигнута благодаря тому, что к этому моменту программное обеспечение для анимации и рендеринга достигло невероятного развития, появились новые методики обработки данных. Все достижения в этой сфере были максимально задействованы при работе над фильмом.

«Человек-паук: Через вселенные» (2018) – 

Режиссеры: Боб Персичетти, Питер Рэмзи, Родни Ротман
Страна: США

Еще большего развития анимация достигла к моменту выхода этого фильма, качественно улучшились не только ее технические показатели, но и стиль. Для создания персонажей авторами были использованы разнообразные стили рисовки, они экспериментировали с текстурой и цветом, смешивали 2D и 3D элементы. В итоге получился уникальный визуальный стиль, в котором были перемешаны элементы комиксов, современных технологий, а также классической анимации. Поэтому данный проект ни в чем не уступал игровому кино, и получился не менее впечатляющим.

Размышляя о том, какой длинный путь прошли визуальные эффекты в кино, от оптических трюков до сложнейших цифровых технологий, приятно сознавать, что технологии развиваются. Они все еще в самом начале пути, так что есть повод надеяться, что в ближайшем будущем список фильмов, внесших свою лепту в эволюцию кино, будет пополняться.

Марина Опарина
Марина ОпаринаСпециально для Журнала Calend.ru