22 февраля 1810 года родился талантливый польский композитор и пианист Фридерик Шопен
Фильмы о Шопене: каким был гений в творчестве и в любви?
22 февраляОдин из самых ярких и популярных композиторов за всю историю классической музыки, Фридерик Шопен* был очень загадочной личностью с непростой судьбой. Его влияние на мировую музыку трудно переоценить: кажется, его ноктюрны, вальсы и этюды известны абсолютно каждому, и вы воскликните: «Да! Я знаю эту музыку!», даже если не будете знать, что это Шопен.
Его называли «Моцартом из Варшавы», и считается, что никто больше не писал настолько прекрасных произведений для фортепиано, как он. Сев за рояль в возрасте пяти лет, Шопен, кажется, больше не расставался с инструментом, а в семилетнем возрасте писал уже значительные произведения, их и сейчас часто исполняет польский военный оркестр.
Каким он был? Современникам трудно судить о Шопене как о человеке по скупым историческим свидетельствам. Лучше, чем музыка, о композиторе, конечно, не расскажет никто.
А современные режиссеры предлагают свои кинотрактовки жизни и судьбы композитора, и эти фильмы, пожалуй, стоит посмотреть, если есть желание познакомиться с личностью композитора поближе. Правда, все эти фильмы настолько же разные, насколько разным был и сам Фридерик Шопен с людьми, которые знали его.
«Песня на память» (1945)
В 1945 году в Голливуде сняли фильм о том периоде жизни Шопена, когда ему пришлось уехать за границу. У создателей фильма очень вольное обращение с биографией композитора, поэтому смотреть фильм следует не как байопик, а как захватывающую мелодраму, созданную по мотивам историй из жизни Шопена.
Но в главных ролях в этом фильме снялись очень талантливые актеры – Пол Муни, получивший «оскара» за фильм «Повесть о Луи Пастере», и прекрасная Мерл Оберон. Самого Шопена сыграл Корнел Уайлд, и композитор в его исполнении получился с ярким голливудским налетом, однако это не помешало продюсерам номинировать фильм на премию «Оскар» сразу в шести номинациях.
«Юность Шопена» (1951)
Польский режиссер Александр Форд в 1951 году снял фильм о Шопене в период его жизни, пропитанный революционными настроениями. В качестве саундтрека к фильму использованы «Марсельеза» и «Революционный этюд». Несмотря на свой явный революционный посыл, фильм получился легким и интересным.
Сам Шопен в исполнении Чеслава Воллейко узнаваем, и не только манерой поведения, но и внешне очень похож на известные портреты Фридерика Шопена. Особого внимания заслуживает Александра Шленская в роли Констанции Гладковской, польской певицы сопрано, в которую композитор был влюблен в юности. В фильме есть эпизод, когда Констанция голосом Стефании Войтович, великой польской певицы, исполняет арию Моцарта, и эта сцена является очень редкой и ценной для всех поклонников творчества композитора и Стефании Войтович особенно. А еще в фильме есть уникальная сцена, в которой Шопен играет на фортепиано, и в качестве саундтрека взята запись игры Халины Черны-Стафаньской, которая стала лауреатом первой премии конкурса имени Шопена в 1949 году.
«Экспромт» (1991)
В этом фильме производства США, Великобритании и Франции, заявленном как байопик, в роли Шопена снялся Хью Грант. Его Шопен очень юн, молод, эмоционально незрел, влюблен. При полном отсутствии внешнего сходства, Хью Грант очень здорово рисует образ совершенно другого Шопена, показывая его романтичную сторону. Его партнерша по кадру — Джуди Дэвис, она играет писательницу Жорж Санд, которая, как известна, была влюблена в Шопена. В фильме она представлена очень темпераментной особой, добивающейся взаимности с удивительным для женщины напором. Саундтреком к фильму взята запись игры Филиппа Антремона и Эмануэля Акса.
«Голубая нота» (1991)
1991 год был очень урожайным на кино про Шопена: режиссер Анджей Жулавский снял еще одну киноисторию о жизни Шопена, и в этот раз за основу для сюжета был взят период летом 1846 года, когда на даче Жорж Санд вместе с ее семьей отдыхал и Шопен. По сюжету фильма, на дачу также приезжают Полина Виардо, Александр Дюма-сын, Иван Тургенев и многие представители творческой элиты. И хотя фильм, рассказывающий об обстоятельствах бурного романа Шопена и Жорж Санд, имеет романтический посыл, режиссер сделал упор именно на музыку композитора. Для Анджея Жулавского важно было представить миру композитора Шопена — создателя гениальной музыки и талантливого пианиста, и поэтому на главную роль был приглашен лауреат конкурса имени Шопена 1970 года знаменитый пианист Януш Олейничак, который играет в фильме на аутентичном инструменте марки «Плейель», да и внешне на Шопена очень похож.
Фильм очень впечатляет, потому что в нем – совершенно другой Шопен, который страдает от искусства, но лишь искусство и способно его страдания утолить. В этот период Шопен уже находился во власти болезни, и фильм очень ярко показывает, насколько даже в кругу близких людей композитор всегда остается наедине со своей музыкой, ни на секунду не переставая думать о ней. Кстати, в роли Соланж, дочери Жорж Санд, в фильме сыграла великолепная Софи Марсо.
«Шопен. Желание любви» (2002)
Это польский фильм номинанта на «Оскар» режиссера Ежи Антчака, снятый по всем правилам хороших экранизаций. Роль Шопена сыграл польский актер Петр Адамчик, и он постарался показать Шопена именно таким, каким он описан в большинстве биографий.
Сюжет фильма охватывает тот временной промежуток жизни Шопена, когда развивались отношения композитора и Жорж Санд: от их первой встречи в Париже после развода писательницы с мужем до последней встречи незадолго до смерти композитора.
В записи саундтрека для фильма участвовало целое созвездие музыкантов: Януш и Пол Олейничак, Вадим Бродский, Пол Мазуркевич, Пётр Адамчик, Памела Франк, Йо-Йо Ма, Эмануэль Акс, Марек Вронский, Кшиштоф Баковски, Пауль Год, Войцех Ковалевски, Юкио Ёкояма. В качестве локация для съемок парижских улиц использовали территории Варшавского университета, для съемок дворца Тышкевичей испрашивали разрешение снимать в резиденции князя Константина, много снимали в Старом городе в Люблине.
Это всего лишь немногие фильмы о Шопене, но даже по этим фильмам можно увидеть, каким интересным и странным, как все гении, Шопен был человеком, какой звенящей романтикой была наполнена его жизнь и с каким благоговением относился он к великому искусству музыки. А благодаря волшебным саундтрекам эти фильмы дают возможность познакомиться и с самой музыкой композитора, и хотя бы краем глаза увидеть, как, в каких обстоятельствах и под влиянием каких эмоций эта музыка создавалась.