17 ноября 1901 года родился Иван Пырьев
Какие фильмы мы никогда бы не увидели, если бы не Иван Пырьев?
17 ноябряИван Пырьев – фигура в советском кинематографе настолько значительная, что даже если вы не знакомы с его творчеством, имя его наверняка слышали. Это был талантливый человек, плодовитый режиссер, обласканный сразу шестью Сталинскими премиями, и влиятельный киночиновник.
Сталин представил Пырьева к наградам за:
- фильм «Трактористы» в 1939 году — советскую музыкальную комедийную мелодраму про пару трактористов, Клима и Марьяну, которые приходят к своей любви через многие нелепые и смешные ситуации;
- фильм «Свинарка и пастух» в 1941 году – музыкальную комедию про любовный треугольник, состоящий из свинарки Глаши, конюха Кузьмы и пастуха из Дагестана Мусаиба;
- легендарный советский фильм «Секретарь райкома» в 1942 — героическую драму о партизанском движении в годы войны;
- фильм «В шесть часов вечера после войны» в 1944 году – военную мелодраму о том, как влюбленные артиллерист Василий Кудряшов и зенитчица Варя Панкова, которых разлучила война, продолжают верить в то, что когда-нибудь встретятся, и, конечно, встречаются в условленном месте в условленное время;
- легендарный цветной советский музыкальный фильм «Сказание о земле Сибирской» в 1948 о пианисте Андрее Балашове, который получает на фронте ранение и вынужден попрощаться с карьерой, уезжает в Сибирь, в Заполярье, и эта земля вдохновляет его настолько, что он пишет симфоническую ораторию «Сказание о земле Сибирской», которая становится блестящим началом его творческого пути как композитора;
- советскую музыкальную комедию «Кубанские казаки» в 1951 году о социалистическом соревновании между двумя кубанскими колхозами и служебном романе двух председателей этих колхозов.
Фильмы Пырьева были очень любимы зрителями, хотя критики и кривились, называя Ивана Александровича «лакировщиком действительности». Но очень важную роль сыграл Пырьев и в становлении многих любимых нами режиссеров, таких, как, к примеру, Эльдар Рязанов и Леонид Гайдай.
Эльдар Рязанов до фильма «Карнавальная ночь» снимал исключительно документальные проекты, и Иван Пырьев вел с ним долгие разговоры о том, что пора взяться за первый самостоятельный художественный фильм. Рязанов взялся, но в его представлении фильм «Карнавальная ночь» должен был получиться совсем другим: Эльдар Александрович собирался сделать фильм остросатирическим, основной идеей ему виделось бичевание узколобости и косности начальников старой закваски типа Огурцова. Но Пырьев мягко отговорил Рязанова от его идей и посоветовал больше сосредоточиться на комедийных моментах сюжета. Решающую роль сыграл Пырьев и в том, чтобы главных героев сыграли именно Людмила Гурченко и Игорь Ильинский.
Кстати сказать, фильм чуть было не «зарубили» на худсовете: когда выяснилось, что съемочная группа сильно отстает по графику, а в плане средств и вовсе наблюдается вопиющий перерасход, разразился скандал. На внеочередном художественном совете известные режиссеры в выражениях не стеснялись, а Сергей Юткевич и вовсе обозвал фильм «вопиюще пошлым» и предложил поскорее заканчивать уже его и забыть как страшный сон. И снова сыграл важную роль Иван Пырьев: он мнение худсовета не разделял, а потому нашел себе сторонника в лице Михаила Ромма, который в среде режиссеров пользовался непререкаемым авторитетом. Ромму отснятый материал понравился, он много хохотал, а потом всесторонне поддержал и Ивана Пырьева, и Эльдара Рязанова с его фильмом.
В результате получился шедевр, который принес в прокате почти пятьдесят миллионов рублей – это был настоящий успех и режиссерский дебют, о каком только можно мечтать. Но если бы не Иван Пырьев, «Карнавальная ночь» никогда не вышла бы на экраны или вышла, но была бы совсем другой.
Еще одна заслуга Ивана Пырьева, за которую нам стоит быть ему благодарными, это возвращение в большое кино Леонида Гайдая. После фильма «Жених с того света» 1958 года, за который Гайдая жестко раскритиковали, а сам фильм покромсали цензурой настолько, что от него осталась жалкая короткометражка, казалось, Гайдай в большое кино уже не вернется: его отстранили от режиссерской работы. Иван Пырьев покровительствовал Гайдаю и не собирался мириться с тем, что из советского кинематографа уйдет такой талантливый режиссер. И Иван Александрович посоветовал Гайдаю снять историко-революционный фильм «Трижды воскресший» и оказал протекцию, чтобы Гайдаю разрешили снимать. Гайдай этот фильм снимал «через не могу», и после не любил о нем вспоминать, но именно благодаря ему постепенно Леонид Иович вернулся к режиссерской работе и к своим любимым комедиям. Кстати, идея создания комедийного киноальманаха «Совершенно серьёзно», сборника короткометражек начинающих режиссеров, в числе которых была и работа Гайдая «Пёс Барбос и необычный кросс», тоже принадлежит Пырьеву: в 1961 году он был номинирован в Каннах на «Золотую пальмовую ветвь» за лучший короткометражный фильм.
Так что, все последующие комедийные фильмы Гайдая, которые мы знаем и любим, тоже могли не увидеть свет, если бы не Иван Пырьев и его постоянное стремление взять под крыло начинающих талантливых режиссеров. Иван Александрович поддерживал Григория Чухрая и Александра Алова, Владимира Наумова и многих других творческих людей, впоследствии ставших легендами.
И это далеко не все, за что нам следует быть благодарными Ивану Пырьеву: в сокровищнице советского кинематографа остались его добрые и красивые фильмы, романтизирующие труд и быт простого рабочего, колхозника, советского гражданина, которые, пусть и смотрятся сейчас как красивые сказки, но все же оставляют очень приятное послевкусие.