30 августа отмечается День Республики Татарстан
Что общего между мечетью Кул-Шариф и собором Василия Блаженного?
30 августаКазанская мечеть Кул-Шариф, центр казанского Кремля и визитная карточка не только города, но и республики Татарстан, была торжественно открыта в 2005 году ко дню тысячелетия Казани. Она задумывалась как памятник предкам, погибшим при взятии Казани Иваном Грозным.
Строилась мечеть десять лет, а деньги собирали всем татарским обществом — от простых старушек-пенсионерок до предприятий разного масштаба. Это был самый крупный объект, построенный к юбилею города.
Кул-Шариф имеет историческую предшественницу. Прародительницей мечети была главная из пяти мечетей ханского периода Казани, существовавших на территории Кремля до 16 века, которая считалась ведущим просветительским центром региона. Она украшала столицу Казанского ханства, восхищая всех своим великолепием, красотой и богатой библиотекой. Это было сооружение не только для молитвы: при мечети действовала школа-медресе, и это скорее был дом наук.
В 1552 году череда конфликтов с Московским княжеством привела к взятию Казани войсками Ивана Грозного. В ходе войны мечеть была разрушена, а при обороне погиб вместе со своими сторонниками и учениками видный государственный деятель, дипломат и один из влиятельных и уважаемых религиозных лидеров татар сеид Кул Шариф — чье имя и носит теперь возрожденная главная мечеть казанского Кремля.
Мечеть построена по всем правилам мусульманской религиозной архитектуры. Сооружение сориентировано на Мекку, построено двумя квадратами, расположенными друг к другу под углом в 45 градусов, что составляет символический знак мусульман — «благословение Аллаха». Центральная купольная мечеть окружена четырьмя 57-метровыми минаретами.
При открытии она была заявлена как самая высокая мечеть в Европе — но на самом деле она третья по высоте.
- Первое место занимает Нижнекамская соборная мечеть с высотой минаретов 66 метров
- Второе место — мечеть «Сердце Чечни» в Грозном — 62 метра
- И на третьем месте — Кул-Шариф с минаретами 57 метров.
Но это не мешает ей быть жемчужиной казанского Кремля.
В мечети могут одновременно находиться до 1,5 тысяч человек, а на площади рядом спокойно размещаются до 10 тысяч человек. Гранит и мрамор в интерьере мечети привезены с Урала, ковры внутри помещения — подарок от правительства Ирана, двухтонная красавица-люстра диаметром пять метров создана в Чехии. Мечеть пятиэтажная. Внизу расположен музей ислама. Интерьеры музея величественны и роскошны. В центре зала — интерактивный экран в виде книги — открытого Корана, где можно слушать суры на нескольких языках.
Купол мечети, расположенный на высоте 36 метров, отсылает к образу «Казанской шапки» — царского венца, который по одним сведениям был создан специально для Ивана Грозного после присоединения Казанского ханства к Московскому государству.
Есть еще легенда, что этот венец не для Грозного был создан, а был реальной «шапкой» казанских ханов, увезенной войсками Грозного в Москву. Сейчас этот венец можно увидеть в экспозиции Оружейной палаты московского Кремля.
Кул-Шариф органично вписался в ансамбль казанского Кремля и сегодня каждый, кто приезжает в Казань, может полюбоваться его великолепием. А тех, кто не может приехать, приглашаем посмотреть короткую видео-зарисовку:
Источник видео: РКН: сайт нарушает законодательство РФ
В честь присоединения казанского ханства к московскому царству, в центре Москвы был построен всем ныне известный храм Покрова-на-Рву — причудливый, странный, нетипичный для «святой» Руси образ. Уж не мечеть ли проглядывает сквозь эту архитектуру? Говорят, в 1812 году Наполеон Бонапарт, с юности интересующийся исламом и хорошо знающий Коран, прямо назвал Покровскую церковь мечетью. И ведь правда — образ здания рождает ассоциации с причудливой и многокрасочной архитектурой Востока — православных канонов тут не найдешь.
Архитектурное цитирование мусульманского образа в формах храма Василия Блаженного позволяет видеть отголоски сооружений Казани, в том числе, по мнению некоторых ученых, — той самой, разрушенной мечети Кул-Шариф. Не зря символическим мистицизмом был наполнен культурный контекст эпохи Ивана Грозного.
Так ли это на самом деле? Сегодня можно только предполагать.